В каких странах разрешена полигамия?
Исторически полигамия имела место в большинстве сообществ. Полигамия была распространена у древних евреев, в Китае, Юго-Восточной Азии, у коренных народов Северной и Южной Америки.
Для того чтобы компенсировать потери в военных действиях правительства на время разрешали представителям мужского населения многожёнство. Так было в Древней Греции.
И хотя многожёнство в Древнем Риме было под запретом, это не мешало распространению конкубинатов (дословно — лежать вместе). Эта форма союзов предполагала гражданский брак или отношения одного мужчины и нескольких женщин.
Теперь, когда понятно, что такое полигамия, уточню, в каких странах она разрешена на юридическом уровне.
В современном мире существует несколько десятков стран, где закон разрешает мужчине иметь несколько жён. Все эти страны мусульманские. Исключение — Мьянма, где действующей религией является буддизм. Приведу несколько примеров стран, где полигамия, как форма брака закреплена юридически:
Афганистан | В Афганистане многожёнство — сложившаяся историческая традиция. Внешне полигамные браки в стране выглядят традиционными, женщины не соперничают друг с другом, все дети получают одинаковое количество любви и внимания, а обязанности между членами такой семьи распределены равномерно. Но так ли всё безоблачно в полигамных семьях, остаётся только догадываться. |
Алжир | Закон о многожёнстве в стране социально ограничен. Перед ещё одной свадьбой, кроме одобрения первой жены, алжирский мужчина должен получить одобрение местного суда. Местные органы на основании размеров дохода супруга принимают решение о возможности ввести в дом ещё одну супругу. Алжирский мужчина может взять в жёны женщину любой религии. Но рождённые в браке дети будут мусульманами. |
Бруней | Страна живёт по строгим законам ислама. Султан Брунея на личном примере показывает, как надо жить «правильно». Помимо первой супруги, султан имеет ещё нескольких жён вполне светских профессий — журналистку и стюардессу. Но если вдруг жена брунейского мужчины изменит, то ей не удастся избежать жестокого наказания и позора. |
Гвинея | Ещё несколько лет назад многожёнство в стране было официально под запретом, а неофициально — процветало. Многие гвинейские мужчины заключали религиозные браки и брали себе в жёны нескольких женщин. Правительство юридически узаконило это «скромное» право мужского населения страны в 2021 году. Нужно сказать, что данный закон вызвал неодобрение и протесты со стороны гвинейских женщин. |
Египет | Египет считается развитой африканской страной. Здесь многожёнство разрешено, но не распространено повсеместно. Египетский мужчина, имеющий несколько жён, обязан оказывать каждой одинаковое внимание и дарить равноценные подарки. |
Конго | Кроме стандартного обязательства мужчины перед всеми жёнами обеспечивать и содержать их, старшая жена наделена чуть большими полномочиями. Именно она даёт разрешение на следующие браки мужчины. Зачастую первая супруга ещё и активно участвует в поиске и отборе следующих избранниц мужа. |
Мьянма | Страна исповедует буддизм. Считается, что многожёнство в обществе не приветствуется, но при этом полигамные браки имеют широкое распространение. Основная причина многожёнства — демографическая. В стране катастрофически мало мужчин. Полигамные семьи могут иметь столько детей, сколько в состоянии вырастить и обеспечить. |
Нигерия | Многожёнство в стране разрешено по закону. Более распространено явление в северных районах с преобладанием проживания мусульман. В центре и на юге — чаще встречается моногамия. Нигерийцы-многожёнцы известны тем, что часто нарушают закон: вместо разрешённых четырёх жён они заводят себе гарем, иногда из нескольких десятков женщин. |
Объединённые Арабские Эмираты | Чтобы иметь положенных по закону четырёх жён, мужчине в ОАЭ достаточно быть всего лишь обеспеченным человеком. Надо сказать, что по меркам страны это совсем несложно. А бедным арабам придётся довольствоваться моногамным браком. |
Пакистан | Мужчины в Пакистане имеют право завести ещё одну жену по закону, принятому в 1965 году, строго — с согласия первой жены. |
Сирия | Исторически сложилось так, что к браку в семье, где будет один муж и несколько жён, сирийскую девушку готовят с малых лет. Подготовку к свадьбе и выбор невесты родственники начинают задолго до свадьбы. И тот факт, что в дом жениха невеста войдёт «ещё одной женой», её не сильно смущает. |
Сенегал | Выраженное преобладание женщин в этой мусульманской стране называют одной из причин, по которой сенегальским мужчинам разрешается создавать семью с несколькими женщинами. Но не каждый сенегальский мужчина «достоин» этого. Таким правом наделены лишь состоятельные мужчины, которые имеют дом и способны обеспечить всех своих жён. Обычно в жёны выбирают совсем девочек, но заключают брак лишь когда девочка повзрослеет. |
Саудовская Аравия | В стране сильно ограничены права женщины в семье и обществе. Неповиновение и непослушание женщины наказывается. Мужчина обеспечивает всех своих жён материально. Из всех мужчин женщина имеет право общаться лишь с мужем и с его родственниками. |
Танзания | Незамужние женщины в Танзании не могут родить ребёнка без сильного общественного осуждения. Чтобы каждая женщина могла стать матерью в браке, правительство страны не считает нарушением, если мужчина возьмёт в жёны более одной женщины. Хотя по закону это не разрешается. |
Полигамия в современном мире — это не только многожёнство. В некоторых племенах и народностях Австралии и Океании ярко выражен матриархат. Женщина играет ведущую роль во всех сферах жизни. Обычно такие женщины заводят себе по нескольку сексуальных партнёров.
Среди иудеев есть целое течение, которое ратует за многобрачие. Так евреи Израиля предлагают улучшить негативную демографическую ситуацию в стране. Среди зажиточного еврейского населения полигамные браки распространены с древних времён.
Еврейский пророк Моисей, основоположник иудаизма, имел двух жён. Еврейский царь Давид имел минимум пять жён. А царь Соломон, при котором Израильское царство достигло наивысшего расцвета, прожил около полувека и содержал почти тысячу женщин, включая наложниц.
По священной книге всех иудеев (Тора), если твоя первая жена немощна и не может иметь детей, то тебе предписывается завести вторую жену. Но в XI в. рабби Меир Гершом прекратил этот порядок на целую тысячу лет! По приказу раввина иудеям положена только одна жена.
Полигамия в христианстве считалась греховной. Такое отношение сформировалось под влиянием римской и греческой морали. Причём в святых писаниях порицались не только случаи одновременных отношений с несколькими женщинами или мужчинами. Осуждениям подвергались те, кто женится по много раз. Случаи полигамии в христианстве случались, но не массово и без явного одобрения церкви.
Несмотря на юридический запрет многожёнства в православии, женщина часто становятся «второй» или «третьей» женой, а европейское сообщество определяет её статус как «любовница».
В некоторых колониальных владениях был распространён порядок, когда белый мужчина-европеец, кроме белой жены, имел ещё одну или несколько «цветных» наложниц. Колониальные любовницы европейцев были верны господину и рожали ему детей. Но эти дети имели гораздо меньшие права на наследство.
Полигамия в США находится под запретом. В этом отношении стоит обратить внимание на мормонов, большое количество которых проживает в Соединённых Штатах Америки. Мормоны — это несколько миллионов человек, которые являются приверженцами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.
Мормоны в США
Мормоны живут по своим правилам и верят в свою исключительность и избранность. У последователей Церкви встречается моногамная и полигамная семья. Мормоны, в основном, негативно относятся к моногамии, хотя по требованию американского правительства они отказались официально от полигамии более ста лет назад. Но втайне, особенно ортодоксальные мормоны, всё же состоят в брачных отношениях с несколькими женщинами.
А совсем недавно в американском штате Юта, который считается «землёй мормонов», приняли закон, по которому уличённому в полигамии грозят максимум исправительные работы в течение нескольких дней и штраф $750. Это большой прорыв даже для одного штата, если учесть, что до этого многожёнство, как уголовно наказуемое деяние предполагало лишение свободы до пяти лет.
Полигамия в исламе основана на обычаях и традициях прошлого. Полигамия у мусульман является распространённым явлением.
В сети есть немало мусульманских форумов и сайтов знакомств. На них обсуждаются особенности полигамной семьи. Иногда мужчина на таких сайтах указывает свой статус так — «ищу ещё одну жену, я женат» или «ищу вторую жену, первая не в курсе». На таких площадках для интересующихся дают ответы на вопросы, касающиеся непростых взаимоотношений в полигамных семьях. Полигамный брак характеризуется особенностями взаимодействия членов данного сообщества. Частый вопрос — как поладить двум жёнам, хоть по Корану они имеют полное равенство перед мужем.
Каждый мужчина в исламе самостоятельно принимает решение, моногамная или полигамная семья у него будет. Мужчина может взять себе несколько жён. В этом случае Коран обязывает мужчину относиться ко всем жёнам и детям, рождённым от них, на равных. Мужчина-многожёнец в исламе обязан равномерно распределять своё внимание между жёнами.
По исследованиям мусульманских правозащитниц некоторые мужчины-многожёнцы нарушают предписанные условия и заводят «гарем» из нескольких жён. При этом мужчина изначально не может их обеспечить материально. И тогда муж принуждает своих жён работать, а сам живёт за их счёт.
Полигамия в Японии интересна историческими отношениями иностранцев и японок. До начала двадцатого века иностранцы, прибывающие в Японию, получали во временное «пользование» временную японскую жену. В стране даже существовал институт временных жён. Этим пользовались офицеры российского флота, который дислоцировался на Дальнем Востоке.
Русские покупали себе японскую женщину для временного сожительства на период, пока судно находилось в территориальных водах Японии. По контракту такие периоды длились от одного до трёх лет. Как правило, такими временными жёнами («мусумэ») становились юные девушки из бедных семей.
Нагасаки. Русские офицеры со своими японскими временными женами
Местные японские правители и представители аристократии прошлого были полигамны, бедные простолюдины довольствовались связями с содержанками в «весёлых кварталах». Сегодня японцы живут в моногамных семьях.
Полигамия в России официально запрещена. По Семейному кодексу в брак могут вступать только те, кто не состоит на данный момент в браке. Но это касается зарегистрированных отношений. В «гражданском браке» партнёры не связывают себя юридически, здесь всё решают «отношения», а не печать в паспорте. Сколько у человека «гражданских» мужей и жён — проследить нельзя.
Россия — многоконфессиональное государство. Многожёнство в православии не находит одобрения у большинства населения. Однако, Общественное мнение в последнее время более толерантно реагирует на вскрывшиеся подробности и сообщениях о нескольких жёнах представителей российских мусульман.
В последнее время в нашей стране встречается сожительство представителей трудовых мигрантов из азиатских мусульманских республик с несколькими российскими женщинами. Иногда это объясняют особенностями менталитета и исторической традицией многожёнства у восточных мужчин, где имеют или имели распространение полигамные семьи.
Институт семьи в России имеет прочные основы, но статистика последних лет неумолима. Половина браков в России распадается на разных этапах. Некоторые люди ищут для себя более комфортные отношения, когда у человек происходит частая и лёгкая смена сексуальных партнёров и ведение нескольких параллельных отношений без обязательств.
Бывает, на высоком уровне звучат призывы узаконить многожёнство в нашей стране. К этому пару десятилетий назад призывал В.В.Жириновский. А Борис Ельцин в своё время приостановил действие указа о разрешении многожёнства в Ингушетии, подписанного президентом республики того времени — Р. Аушевым.
Ельцин отменил указ о легализации полигамных браков как противоречащий Семейному кодексу РФ. В современной России идею многожёнства поддерживает чеченский президент Рамзан Кадыров. Кадыров называет узаконенное многожёнство «правильным» для мужчин, которые заводят любовниц и бросают семьи.
В киевской руси
В дохристианский период в древнерусском обществе существовали две разновидности брака: моногамная и полигамная. Князь Ярополк имея «жену грекиню», привезённую его отцом Святославом Игоревичем из похода на Византию[76], успешно сосватался к полоцкой княжне Рогнеде[77].
Однако во время междоусобной войны Владимир Святославич после захвата Полоцка княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, насильно взял себе в жёны[78]. По замечанию Титмара Мерзебургского Владимир «был великим и жестоким распутником» (лат.fornicator maximus)[79]:
Повесть временных лет относит подобный образ жизни Владимира только до крещения Руси: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от неё имел он четырёх сыновей:
Изяслава, Мстислав, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а ещё от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни —Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое.
И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц»[80]. Следует отметить, что некоторые исследователи видят в привёденном списке сознательную параллель с библейским царём Соломоном[81].
После крещения Руси Владимир вынужден был принять христианские обычаи и обратился к Рогнеде: «Я крещён теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него»[82], но она отказалась и приняла монашеский постриг.
Чешский историк Любор Нидерле в своей известной книге «Славянские древности» отмечал, что многожёнство было повсеместно распространено у славянских народов и их соседей: «в Чехии много жён имел князь Славник;
в ПольшеМешко до принятия им христианства имел семь жен, а поморанский князь во время посещения его епископом Оттоном Бамберским имел несколько жен и 24 наложницы», но при этом Нидерле указывал также, что в целом «супружеская жизнь славян, особенно рядовых членов общины, отличалась упорядоченностью, а также целомудрием и верностью жён»[83].
Ибн-Фадланн, который с дипломатической миссией в 921—922 годах побывал в Восточной Европе указывает, что один «царь русов» имел 40 наложниц[84]. По мнению современного исследователя Омельянчук С. В.:
«Рядовые члены восточнославянской общины, по всей видимости, вели более упорядоченный образ жизни, что подтверждают свидетельства таких арабских, византийских и западноевропейских авторов, как Аль-Масуди, Маврикий и св.
В Повести временных лет (как в Ипатьевском, так и в Лаврентьевском списках) утверждается, что «повсеместно существовало многожёнство, некоторые мужчины имели по две и даже по три жены». То есть, в языческую эпоху господствовало многожёнство, а моногамия установилась после принятия христианства[65].
В ссср
В СССР в начале 1920-х прошла кампания по борьбе с многожёнством, аналогичная кампании по раскулачиванию[89][93][94]. В основном кампания проходила в мусульманских регионах — в Средней Азии и на Кавказе.
В уголовном кодексе РСФСР 1922 года не было предусмотрено наказания за многожёнство. Многожёнцами порой были коммунисты и комсомольцы из числа местного населения. Например, инструктор женского отдела Михеева в 1925 году сообщала о поездке на совещание в Стерлитамакский кантон (Башкирская АССР) следующее[95]:
многожёнство не изжито, некоторые мужья имеют до четырёх жён, даже члены партии имеют по две жены
В уголовном кодексе РСФСР 1926 года изначально тоже не было предусмотрено наказания за многожёнство[96]. Позже там появилась статья 199, предусматривающая наказание за многожёнство:
199. Двоеженство или многоженство —
исправительно-трудовые работы на срок до одного года или штраф до одной тысячи рублей.
Примечание. Действие уголовных законов, предусматривающих двоеженство и многоженство, не распространяется на сожитие в браках, заключенных до издания этих законов.
В первые послевоенные годы многоженство часто встречалось у зажиточных мусульман Средней Азии и Казахстана. 11 января 1946 года секретарь ЦК ВЛКСМО. П. Мишакова сообщала секретарям ЦК ВКП(б)И. В. Сталину, Г. М.
Широко распространено многоженство, как правило среди наиболее обеспеченной части населения (председатели колхозов, бригадиры председатели сельсоветов).
Инструктор отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) О. Я. Гончарок сообщал 8 сентября 1949 года Г. М. Маленкову, что только в Казахской ССР за многоженство за 1948 год и за первые три месяца 1949 года осудили 735 человек[98].
При этом, Казахская ССР в отличие от среднеазиатских республик, была республикой с преобладающим немусульманским (в основном русским) населением. Одну из причин распространения многоженства О. Я. Гончарок видел в слишком мягком наказании за это деяние, предусмотренную уголовным кодексом и в том, что отбытие наказания фактически легализует положение многоженца[99]:
Характерно, что заплативший штраф или отбывший наказание (один год принудительных работ в своем или соседнем колхозе), продолжает жить со всеми женами, его за это уже никто не наказывает
По данным судебной статистики за 1960—1965 года, в Узбекской ССР каждый год в судах рассматривалось от 30 до 66 дел о многожёнстве, а в Таджикской ССР — от 30 до 47[89].
В уголовном кодексе РСФСР 1960 года статья о многожёнстве была изложена в
следующей редакции:
Статья 235. Двоеженство или многоженство
Двоеженство или многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, —
наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок.
В СССР стать многожёнцем юридически было невозможно, да и фактически тоже довольно затруднительно. Хотя и были отдельные случаи, когда людям удавалось содержать две семьи[89].
История многожёнства
Сороральное многожёнство было, в частности, у некоторых индейских племён: встречалось у западных и северных шошонов, луисеньо[en], пайютов, яганов, сохранялось у черноногих, дакота, было распространено у хиваро, апачей, ботокудо (для старейшин и искусных охотников), чинуков (особенно у знати), также практиковалось у индейцев Субарктики[3][нет в источнике] и северо-западного побережья Северной Америки: чипевьян, тлинкитов, инну, кри, оджибве, слейви, хайда, танаина (в последнем случае в основном у богатых)[4], сохраняется у куикатеков[en], уичоли, цоцили, панаре (правда редко), вождей шаванте[en] и нутка.
Шарль де Монтескьё в своём влиятельном труде «О духе законов» утверждал, что понять семью можно, подходя к ней и биологически, и социологически и отмечал влияние экономики на формы семьи и брака. В частности, он рассматривал многожёнство как результат богатства отдельных представителей мужского пола.
Итак, закон, дозволяющий мужу иметь только одну жену,
более подходит к физическим свойствам европейского климата, чем азиатского. Это
одна из причин, почему магометанство так легко установилось в Азии и с таким
трудом распространялось в Европе, почему христианство удержалось в Европе и было
уничтожено в Азии, и почему, наконец, в Китае так преуспевают магометане и так
мало успеха имеют христиане. Человеческие соображения всегда подчиняются той
высшей причине, которая делает всё, что хочет, и пользуется всем, что ей
нужно. По некоторым особым причинам Валентиниан дозволил многожёнство в империи. Этот закон, противный нашим природным условиям, был отменён Феодосием, Аркадием и Гонорием. |
По его мнению семейные отношения должны соответствовать биологической природе человека, географическим условиям, в которых он живёт, и социальной целесообразности.
Ф. Энгельс в своей известной работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» излагая марксистскую интерпретацию эволюции семейно-брачных отношений писал[6]:
Многожёнство также было частью первой письменной цивилизации — шумеров, однако согласно законам Липит-Иштара оно допускалось только в случае бесплодия жены[7].
Исторически многожёнство имело место более чем в 80 % человеческих культурных сообществ[8], и, в частности, было распространено в древнееврейском обществе, в Китае, Корее[9], у отдельных коренных народов Америки, Африки и Полинезии.
В Древней Греции многожёнство разрешалось только для восполнения людских потерь в войнах. После восстановления численности людей многожёнство официально запрещалось. Геродот отметил как необычный тот факт, что царь Спарты имел двух жён.
В Древнем Риме многожёнство было запрещено[10], однако существовал конкубинат — неофициальный или «гражданский» брак одного мужчины с одной или одновременно с несколькими женщинами.
Исследования учёных-антропологов показывают, что несмотря на то, что большинство мировых обществ (около 80 %) допускало полигинию в той или иной форме, большинство браков в этих обществах оставались моногамными, а количество полигамных браков как правило не превышает 10 % и практикуется только среди элиты[11][12].