«афиша daily» запускает серию материалов о фильмах, которые помогут избавиться от стереотипов и пересмотреть свои отношения с близкими. в первом выпуске — полезное кино для влюбленных пар.
Несмотря на справедливое представление о том, что отношения — это одновременная работа всех участников, первые приходящие на ум мелодрамы и ромкомы не укрепляют нас в этом мнении. Самые популярные из них можно упрекнуть во многом — от нереалистичного изображения первого поцелуя до финального аккорда, в котором идиллическая пара под финальную шутку разрезает свадебный торт. Половина браков в реальности при этом все еще распадается, большинство отношений никогда не доживают до этих браков, да и само понятие длительных отношений за последние два десятка лет видоизменилось. Нуклеарная семья — больше не предел мечтаний, а вот об осознанности и взаимном уважении в партнерстве говорят не только психологи, но и снимают проницательные режиссеры. Мы уже подвергаем сомнению истории о том, как богатый мужчина с привилегиями увлекается проституткой («Красотка») и делаем большую скидку на сюжеты вроде парня с неконтролируемой агрессией, который отчего-то не приносит никакого неудобства подруге («Управление гневом»). Истории о том, как отделаться от парня за 10 дней, кажутся откровенно устаревшими, а вот увидеть, почему переживают кризис, распадаются или воссоединяются люди в отношениях, хочется и в кино, а не только на примере знакомых и друзей. Неидеальные люди вне стереотипов существовали на экране примерно всегда, но в последнее десятилетие их стало неизмеримо больше. А главное, в киношных отношениях главное больше не их результат — взгляды самых мудрых современных авторов обращены на процесс и динамику человеческих связей. Чаще всего они еще и говорят, почему стереотипами наши отношения никогда не ограничиваются.
Начало отношений
Все, что стоит знать о реалистичном начале отношений, можно подсмотреть в фильмографии французского классика Эрика Ромера, режиссера с писательским и философским бэкграундом. В его сюжетах нет розовой дымки и ситуаций, удобных к пересказу: люди хаотично встречаются, очень много болтают, проводят время за глупостями, рассуждают о самых человечных и банальных вещах и из нервных и ненужных связей строят для себя новые отношения. Или проходят мимо них. Ромер избегает драматичной музыки или этапного повествования, чтобы рассказать о важных жизненных решениях, за которыми почти всегда стоит наша интуиция. Выбрать трезво стоящую на земле феминистку или девушку-мечту с религиозным мировоззрением («Моя ночь у Мод»), колебаться между то волнующими, то оставляющими равнодушным вариантами на отдыхе («Летняя сказка» или «Зеленый луч»), быть не в состоянии объясниться приятному человеку из-за ядовитой гордыни («Осенняя сказка»). Ромер повлиял на десятки французских режиссеров и их лучшие фильмы о чувствах («Парень встречает девушку» Леоса Каракса, «Как я обсуждал… (мою сексуальную жизнь)» Арно Деплешена, «Алиса и Мартен» Андре Тешине) и спустя десятилетия стал главным учителем для американских инди-режиссеров.
Ромер действительно передал современному кино США нерешительность и некатегоричность персонажей, их бубнение, вязкость или очарованность ежедневными ритуалами. «Гринберг» Ноа Баумбаха построен на ползущей по-черепашьи привязанности между героями с большой разницей в возрасте и противоположным мировоззрением. Мелодрама «Бруклин», подчиняясь старомодным правилам сюжета (речь все же о 1950-х), при этом наполнена живой и непосредственной болтовней, шутками и подколами, которые невозможно увидеть в кино из 1950-х: восковые ребята полувековой давности превращаются на наших глазах во флиртующих, легкомысленных и увлеченных — говорящих вне шаблонов о вечном счастье. А «Любовники» Джеймса Грея строится на тонкой грани интереса главного героя к таинственной незнакомке и подсунутой родителями партией — его мотивации долгое время нельзя определить через корректные и дистанцированные формулировки. Начало отношений, которые так и остались в своем начале, тонко и умно передано в одном из главных успехов Софии Копполы — «Трудностях перевода». Непроговоренные мотивы встреч молодой экспатки и зрелого актера, их общие глупые занятия так и не находят в фильме вербального объяснения, как и подтверждения тому, есть ли в этой платонической любви какая-то физическая составляющая — или это просто встречи на краю света очень одиноких людей?
О начале отношений проникновенно и точно говорит Хэл Хартли в фильме «Флирт», раздавая один и тот же диалог трем парам в разных городах, Нью-Йорке, Берлине и Токио, — в зависимости от химии актеров, интонаций и ситуации слова о расставании и страсти звучат совершенно по-разному. Настроение Ромера чувствуется и в сильных европейских мелодрамах, построенных на проникновенных разговорах и игрой со зрительским восприятием — так пара в «Копия верна» Аббаса Киаростами во время путешествия по Италии выглядит перед нами как давно знакомая или только что встретившаяся: начало отношений сопровождается вопросом, готовы ли мы быть искренними и можем ли позволить себе раскрываться до конца.
«Джерри Магуайр» объясняет, как начало отношений соседствует с непомерными амбициями и почему мы не относимся к близким с благодарностью. А не нуждающийся в представлении Джадд Апатоу снимает две правдивые истории о негладком начале отношений, взяв за основу стереотипы о бегстве от ответственности. Герои «Немножко беременна» начинают отношения с неожиданных последствий случайного секса и проникаются друг другом только спустя девять месяцев: для этого ему нужно было немного подрасти, а ей — рассмотреть за кидалтом доброго и душевного человека. «Девушка без комплексов» переворачивает стереотипы о человеке, который не хочет постоянства: это совершенно не обязательно должен быть какой-нибудь Алфи (герой фильма с Майклом Кейном или Джудом Лоу), может быть и Эми Шумер в роли глянцевого редактора. Одна из самых известных женщин-комиков играет человека, не переросшего развод родителей и отказавшегося от привязанностей, пока на пути не встречается зрелый и моногамный человек, перед которым не нужно держать оборону.
Любовь с обременением
Влюбляются не только уверенные в себе, симпатичные и гармоничные, но и зависимые, несчастные и попросту неуравновешенные. А очень часто обременение в отношениях — не свойство личностей партнеров, а категоричность общественных ожиданий или просто дискриминация. Один из главных фильмов об отношениях наперекор обстоятельствам — мелодрама «Страх съедает душу» Райнера Вернера Фассбиндера, в которой 60-летняя уборщица-немка влюбляется в арабского гастарбайтера на 20 лет моложе (голливудская версия происходящего — «Вдали от рая» Тодда Хейнса). Их отношения выбиваются из паттерна окружения: она уже бабушка и, по сути, списана детьми в утиль, он может рассчитывать только на секс без обязательств с женщинами, находящимися внизу немецкой социальной иерархии 1970-х. Драма о бытовом национализме обнажает логику двойных стандартов и необходимость идти на компромисс — и даже относительный хеппи-энд имеет в этом фильме горький привкус: пройдя огонь и воду в отношениях, всегда легко найти того, кто слабее тебя, чтобы выместить на нем свой гнев.
Чувства к человеку в депрессии — главная тема двух пронзительных независимых фильмов: «Любовь, сбивающая с ног» Пола Томаса Андерсона и «Аномализа» Чарли Кауфмана. Вовлеченность главных героев в самих себя и их невозможность адекватно ответить на выпавший счастливый шанс — очень реалистичное изображение недуга, от которого, по разным данным, страдает до 20% американцев. «Любовь…» — о невозможности принять свежее чувство, «Аномализа» — о боли монотонных событий: сперва забавная и интересная, интересующая героя женщина, становится надоедливой и наводящей скуку. Он так давно слышит только свой внутренний голос, что разучился видеть интересное в людях поблизости. Об этой зацикленности на старой травме и мелодрама Тодда Солондза «Темная лошадка» — самый близкий к ромкому фильм этого режиссера с милыми шутками, но тяжелым сердцем. Сельма Блэр играет женщину за тридцать после трудного развода, которая решается на интригу с переростком, живущим с родителями. Их отношения — призрак неоправдавшихся надежд и выражение их острой потребности в любви: родительских усилий в преодолении травм явно недостаточно.
«Ларс и настоящая девушка» примерно на эту же тему превращает в контрзависимого от родителей задрота еще не ставшего секс-символом поколения Райана Гослинга: Ларс представляет окружающим резиновую девушку как настоящую и требует от близких признания этого факта. Ситуация сама по себе фарс, но авторы отлично передают упущенную зрелость и семейную тактику гиперопеки. И один из самых правдоподобных фильмов о любви с реальными препятствиями — «Мой парень — псих», для которого режиссер Дэвид О.Расселл перенес на экран переживания собственного сына, диагностированного с биполярным расстройством. Вспышки ярости и необходимость одобрения, неудобство от сокращения дистанции и требования личного пространства — главный герой проходит все эти стадии, сближаясь с молодой вдовой в тяжелейшей депрессии. Они оба уязвимы, но решительны, а главное — осознают родственность своих ситуаций, оказывая друг другу психологическую поддержку.
Привязанность и недопонимание в квир-кино
Несмотря на то что большинство, пожалуй, и сейчас считает вечной классикой квир-кино фильм «Горбатая гора», легализация однополых браков и общая осведомленность о гомосексуальности позволяют другой подход в отображении этих отношений. Привычный взгляд на гомосексуальные связи как запретные и трудные для окружающих сильно сужают сюжетные возможности и невероятно ограничивают персонажей в их мотивациях и личных проявлениях. В лучших современных квир-фильмах (фильмография Франсуа Озона, «Том на ферме» или «И все же Лоранс» Ксавье Долана) авторам удается говорить о сложном и непривычном мире без ярлыков и спекуляций. Одним из успешных примеров универсальной любовной истории, в которой сексуальность героев — вовсе не краеугольный камень сюжета, можно считать «Жизнь Адель» Абдельлатифа Кешиша. Это размеренная и подробная история романа молодой и неопределившейся девушки, будущей учительницы из обычной семьи, и восхищающей ее и куда более старшей художницы. Страсть переходит в спокойное соседство, равнодушие — в охлаждение, и мы наблюдаем за неравными отношениями через оттенки усталости, пренебрежения и созависимости. Кешиш говорит о классе и разных интересах, несовпадении темпераментов и несоответствии возрастов, и сексуальность героинь не подается здесь как экзотический аспект.
То же самое происходит в мелодраме Эндрю Хея «Выходные», где секс на одну ночь из приключения на наших глазах перерастает в нежные чувства — герои Кешиша и Хея в постели и жизни при этом максимально отдалены от стереотипов о геях в массовой культуре. Такими же интонациями отличаются фильмы американского режиссера Айры Сакса — «Супружество», «Не выключай свет» и «Любовь — странная штука» по стилистике антонимичны Греггу Араки или Педро Альмодовару. Это истории любви в приглушенных тонах и ситуациях, максимально приближенных к реальным, где вопросы идентичности уже давно решены, а вот вопросы гармонии с собой и партнером стоят остро.
Секс и свободные отношения
Свободный разговор о телесности без утомительных клише вроде «роковых соблазнов» и «губительной страсти» — однозначное достижение эмансипации. Европейские режиссеры (Трюффо в «Украденных поцелуях» и «Мужчине, который любил женщин», Антониони в «Идентификации женщины» и «Затмении», Бертолуччи в «Под покровом небес») избегали догматизма и очень часто объединяли свободную сексуальную жизнь героев с болезненным самолюбием, экзистенциальным тупиком и познанием мира на ощупь.
В комедии об обмене партнерами «Боб и Кэрол, Тед и Элис» достижения сексуальной революции 1960-х помещаются в герметичную гостиную двух буржуазных пар без детей — результаты эксперимента удивят участников так же, как и зрителей. Неудивительно, что спустя десять лет тот же Пол Мазурски снимет один из самых важных фильмов о женской сексуальности «Незамужняя женщина», где главная героиня в Нью-Йорке 1970-х будет переживать развод как в разговорах с подругами в кафе (привет, «Секс в большом городе»), так и в объятиях незнакомцев — и это будет таким контрастом с ее привычной моногамной жизнью. «Плотская любовь» — другой стоящий фильм 1970-х, снятый Майком Николсом, автором других великолепных фильмов об отношениях в паре — «Выпускника», «Кто боится Вирджинии Вулф?» и «Близости». Кино о двоих друзьях, взрослеющих и стареющих от колледжа к первым залысинам, — хронология потребительского отношения к женщине и плодов инертных браков: Николс показывает, что с его героями ушла определенная эпоха, которая больше не вернется. История сексуального освобождения с остроумными замечаниями о времени и свойствах человеческой натуры — в дебюте Спайка Ли «Ей это нужно позарез», где молодая афроамериканка из Бруклина пытается выбрать из троих не слишком восхищающих ее кавалеров самого сносного, но главное — не отказывает себе в сексе. «Мое тело — мое дело», — гордо говорит она в камеру, и очевидно, что в середине 1980-х Америка относится к женской сексуальности совершенно иначе.
Две недавние, одновременно снятые американские комедии, «Секс по дружбе» и «Больше чем секс», уже касаются секса без обязательств и констатируют феномен больших городов: перерабатывающие молодые профессионалы слишком заняты, чтобы отвлекаться на отношения, но предпочитают секс без обязательств мастурбации и одиночеству. Что такое отношения на одну ночь и насколько они могут быть формой дружеской поддержки — в обоих случаях мы получаем идеалистический ответ: если есть искра, нужно решиться попробовать что-то серьезное.
Две повторяющиеся истории сексуальной свободы можно проследить в фильмах «Вместе» Лукаса Мудиссона и «Коммуне» Томаса Винтерберга: в обоих случаях это Скандинавия в 1970-е, где альтернативно мыслящие люди начали собираться в небольшие группы, вместе вести хозяйство и изредка заниматься сексом. Героиня «Вместе» приходит в коммуну от абьюзера-мужа и выясняет, что кроме моногамных отношений в собственном доме бывает семья-коллектив не из родственников с разными желаниями и предпочтениями. Героиня «Коммуны» проживает кризис брака, когда муж приводит в дом практически ее молодую копию — высокую блондинку на двадцать лет моложе. В обоих случаях отношения в паре меняются, когда у героев расширяется кругозор, независимо от их желания: чем больше опций и способов сосуществования мы видим вокруг, тем меньше привязываемся к знакомому просто потому, что оно нам знакомо. И один из самых точных фильмов о супружеской неверности и случайном сексе — мелодрама «В поисках огня» семьянина и плодовитого инди-режиссера Джо Сванберга о муже и отце, чья жена уехала на выходные, а друзья привезли молодых симпатичных и не возражающих против секса девушек. Саспенс об измене Сванберг зашивает в насыщенный сценарий с откровенными разговорами о супружеской жизни, банальности и жажде запоминающегося приключения.
Боль расставания
Физическое расставание часто перерастает в отчуждение, и не очень известная мелодрама «10 000 км: Любовь на расстоянии» это отлично показывает. Скайп-мелодрама строится вокруг парня и девушки, живущих в видеозвонках: они вместе готовят, ставят друг другу любимые песни и обсуждают погоду, пока амбиции держат их по разные стороны Атлантики. Отношения на расстоянии — одно из самых трудных испытаний пары, к которому большинство людей оказываются не готовы, и фильм наглядно объясняет, почему мы постепенно перестаем чувствовать тепло к аватару с экрана. Однако, если иллюзии позволяют нам достраивать отношения, мы долгое время можем позволить себе барахтаться в пузыре. «Она» Спайка Джонзи — о болезненном расставании, которое может привести, например, к влюбленности в эфемерный компьютерный голос, спрограммированный так, чтобы нам угождать. Фильм оборачивается жуткой антиутопией или желанным будущим (в зависимости от настроя зрителя), но объясняет механизм переноса привязанности и перехода травмы в новые отношения — иногда абсолютно гипотетически, но способные успокоить нас на какое-то время.
Хрестоматийный ромком с депрессивной подоплекой, инди-хит «500 дней лета», — история о паре, где один человек любит другого гораздо сильнее. Любовная история персонажей Гордон-Левитта и Дешанель — о слишком больших ожиданиях и необоснованности обид, если любовь случилась не с тем человеком и в неподходящее время. Дублер этого фильма — «Руби Спаркс», похожая по настроению фантазийная мелодрама с Полом Дано и Зои Казан о писателе, оживившем свою литературную героиню. Но если смотреть глубже, это точная история о партнерском давлении: лишая любимого человека собственной воли и поступков, мы сами крадем у нас нашу любовь и интерес.
«Девять песен» Майкла Уинтерботтома — насыщенный и честный разговор о страсти, проходящей очень часто под звуки совместно любимых песен, громкие фестивали и адреналиновые поездки. Двое героев выясняют, являются ли их отношения просто порывом или чем-то долгосрочным и износостойким под музыку, на которой выросло поколение, — Уинтерботтом справедливо замечает, что идеальная песня иногда намекает на секс не меньше, чем случайный и приятный партнер.
Простенький, на первый взгляд, фильм «Селеста и Джесси навеки» объясняет, что такое неслучившийся разрыв — двое главных героев после расставания продолжают постоянно видеться и поддерживают друг друга, как лучшие друзья, но не могут двигаться дальше в собственных отношениях. Всегда ли мы расходимся, подсознательно рассчитывая на воссоединение? «Селеста и Джесси» отличается по интонации от попсового «Развода по-американски» с Винсом Воном и Дженнифер Энистон: поколения сменились и главное испытание для нынешних 30-летних — справиться с разрывом осознанно, оставаясь друзьями друг для друга. Так пытаются поступить и герои «Голубого Валентина», давая друг другу последний шанс. Через год та же Мишель Уилльямс сыграет в изумительной мелодраме о конце одних отношений и начале других: деликатной мелодраме Сары Полли «Любит/Не любит». Главная тема этого фильма — противостояние предсказуемости и усталость от партнера: героиня невидимым образом теряет связь с мужем, когда на горизонте появляется приятный и творческий незнакомец. Но Сара Полли не боится говорить о желании смены декораций, при которой человек в новых отношениях остается прежним собой. Об аналогичном переходе одинакового себя из отношений в отношения Терренс Малик снял тактильный автобиографичный фильм «К чуду», где разочарованность в одной партнерше сменяется осязаемой увлеченностью другой. Приметы позднего Малика налицо — скользящие части тела, пейзажи, чистый воздух и саундтрек из величественных скрипок: «К чуду» — мудрый фильм о чувстве как внутренней потребности, реагирующей на нового другого.
Расставание с двух точек зрения правдоподобно отображено в «Исчезновении Элеанор Ригби» — фильм из двух частей об одной и той же паре, где мы наблюдаем за ходом отношений глазами мужчины и женщины. Это не только отличные роли Джессики Честейн и Джеймса МакЭвоя, но и буквальное отображение двух сторон одной медали — ни один из героев не становится второстепенным, а мы наблюдаем за страстью через родных, но не похожих между собой людей, с разными взглядами на происходящее.
Распадающийся брак
Среди фильмов о разрушении долгосрочных отношениях первыми приходят на ум бергмановские драмы (испытание для любой влюбленной пары — «Сцены из супружеской жизни»), «С широко закрытыми глазами» Кубрика или «Секс, ложь и видео» Содерберга. Все они имеют шансы выбить почву из-под ног или сподвигнуть на честный разговор о взаимных ожиданиях. Среди чуть менее очевидных одним из самых актуальных фильмов о разрыве даже спустя пятьдесят лет остается эталонная психологическая драма «Лица» Джона Кассаветеса о некрасивом состязании за победу в расставании и взаимных уколах самолюбия. «Лица» — тот беспощадный фильм о манипуляциях и непрозрачности намерений, своевременный в самые трудные моменты отношений: из него до сих пор часто заимствуют или переснимают историю в более доступном ключе (например, его в некоторых аспектах напоминает «Большой всплеск» Луки Гуаданьино, хотя сам фильм официально наследует «Бассейну»).
Один из первых реалистичных разговорах о не сложившемся браке стала ранняя драма Копполы «Люди дождя», где обнаружившая равнодушие и усталость от мужа молодая жена сбегает из дома и знакомится с другим мужчиной. Это кино о загнанности человека в раннем браке и слишком стремительном выборе и сейчас смотрится как образцовое независимое кино. Похожие проблемы преследуют и героев «Титаника» наоборот — «Дороги перемен» Сэма Мендеса, где пара близких друзей в жизни — актеров Ди Каприо и Уинслет — играет иллюзорно счастливую семью с детьми посреди конформистского рая одноэтажной Америки. Условности окружения не дают им честно поговорить об ушедших чувствах, пока не становится слишком поздно. Ли Ан снимет похожую историю о заложниках отношений — «Ледяной ветер», но возьмет в поле зрения не одну, а несколько проблемных семей.
Измена — частое, но не единственное явление брака, который трещит по швам («Хлоя» Эгояна, «Нежная кожа» Трюффо, «Ты встретишь таинственного незнакомца» Аллена). Режиссер «Тони Эрдманна» Марен Аде рассказывает в фильме «Все остальные» о разрушающей привычке сопоставлять собственное счастье с счастьем других, отсутствии новых впечатлений и замкнутом пространстве. Франсуа Озон в «5×2» пересказывает историю любви с конца к началу, обнажая все общие места неудавшихся отношений и счастливые моменты, которые мы пережили вместе и за которые стоит быть благодарными, даже если любовь уже прошла. Вуди Аллен объясняет, как недостаток откровенности ведет к кризису, когда мы не отдаем себе отчета в глубине наших противоречий («Мужья и жены»), и снимает сатирическую историю женского освобождения из роли трофейной жены («Алиса»). Наконец, Алекс Росс Перри следит в «Золотых выходах» за двумя вялыми супружескими парами, измеряя термометром инерцию и лень, которая все еще держит эти отношения на плаву. И очень часто разваливающийся брак — результат длительных насильственных отношений, в которых герои могут даже не отдавать себе отчета. От «Кроткой» Робера Брессона к современным драмам «Жена полицейского» и «Мой король» мы можем наблюдать, как постоянный прессинг любимого человека точит в героинях чувство собственного достоинства и приводит к жутким последствиям.
Отношения всей жизни
Стереотипное представление об отношениях всей жизни в кино — это что-то типа «Привычки жениться» или «Брака по-итальянски». Но если твой партнер действительно живет с тобой годы, а у режиссера нет задачи упаковать историю в хит семейного просмотра, на выходе получаются не такие развлекательные истории, в которых много критики и трезвого взгляда на вещи.
Известная американская мелодрама «Встреча двух сердец» Сидни Поллака подводит черту под длительными отношениями не очень подходящих друг другу мужчины и женщины, знакомых еще с колледжа. Момент «мы будем вместе навсегда» исчезает со сменой эпох и интересов — нет ничего страшного, что фотография идеальной пары стала воспоминанием: главная героиня находит в себе силы закончить игру в одни ворота.
Трилогия Ричарда Линклейтера «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью» — взгляд на любовь, когда тебе двадцать, тридцать и сорок — с совершенно разными выводами. Юношеская сентиментальность и желание показать себя с лучшей стороны сменяются разочарованием кризиса среднего возраста, а жизнь с детьми и необходимость поддерживать семейную мифологию не позволяют быть непринужденными и спонтанными. Фильм Апатоу «Любовь по-взрослому» — это вариация на тему «Перед полуночью»: номинально счастливая американская семья звереет от усталости и взаимных претензий перед роковой цифрой 40 — на повестке семейное банкротство, надоедливые дети, усталость от рутины и окончательно испарившаяся романтика в отношениях. Они знают друг друга наизусть и, скорее всего, умрут если не в один день, то друг за другом — об этом вечная мелодрама Михаэля Ханеке «Любовь», которая объясняет браки долгожителей и вопросы власти, нежности и отвращения к тем, кого мы любим, сколько помним себя. Эмманюэль Рива и Жан-Луи Трентиньян в главных ролях, состарившиеся до неузнаваемости, — еще один ход Ханеке, чтобы объяснить, как в девяносто лет трудно сохранить связь с собой в молодости.
Еще один фильм об одной болезненной любви всей жизни — последняя драма Ларса фон Триера «Нимфоманка», формально построенная вокруг ненасытной сексуальности главной героини, но фактически крутящаяся вокруг безответной привязанности к собственному мужу. В диалоговом фильме длиной почти шесть часов героиня Шарлотты Генсбур постоянно возвращается к мужу, первой встрече с ним, воспоминаниях о страстном сексе и утерянном оргазме, общих детях, компромиссах и предательстве, после которого она осталась на улице в луже избитая и униженная. Разговор с незнакомцем вместо разговора с терапевтом или священником — самый мучительный фильм Триера стал заодно и самым глубоким, подведя черту под его фильмографией, где отношениям в паре отводилась важная роль («Антихрист», «Рассекая волны»).
В «Вечном сиянии чистого разума» чувствуется присутствие меланхолика Чарли Кауфмана (об его «Аномализе» мы писали выше). Сюрреалистическая мелодрама о том, почему раз за разом мы выбираем быть несчастными, воспринимается как катарсический сеанс у психотерапевта даже после нескольких просмотров. Возвращаясь к одному и тому же человеку, главные герои проживают собственный День сурка, пока не примут необходимость мириться со слабостями друг друга, если их взаимные симпатии настолько определенны.
И, конечно, чувство, старое как мир, присутствует в мелодрамах Джима Джармуша. В «Патерсоне» пара, как идеальные родители, поддерживает каждое дурацкое начинание друг друга. «Ты пишешь отличные стихи!», «А ты здорово играешь на гитаре!» — Патерсон и Лора больше всего похожи на бумажные примеры из учебника вежливости, пока не поверишь, что их мягкость и умение вдохновлять были в них всегда, как и безграничный ресурс любви. Они — сиюминутная версия пары из «Выживут только любовники», которые слишком давно знают себя, друг друга и окружающий мир, чтобы попрекать друг друга, тратить время впустую или ждать чудес. Именно это, а не вечная жизнь, делают их сильнее многих влюбленных.
Отличница лёгкого поведения (Easy A, 2021 год)
Главная героиня – школьница Олив – удивляет прагматичностью и трезвым взглядом на жизнь. Это не значит, что она не ошибается и не попадает в передряги, это значит, что она не теряет оптимизма и находит решение в самых сложных ситуациях. Мы смотрим на неё и думаем: это не свойственно 17-летним девочкам!
Но когда на экране появляются родители героини, всё становится ясно: Олив унаследовала жизнерадостность и гибкость от них, двух умных и сильных людей, считающих, что жизнь обладает неиссякаемым чувством юмора.
Они уважают границы дочери и позволяют ей решать проблемы её способами, в результате получая самостоятельного ребёнка со своей действующей системой координат, который, с одной стороны, не боится ответственности, с другой, знает, что может прийти к родителям с любой темой – и они будут открыты для разговора.
Давайтепотанцуем (Shall we dance, 2004 год)
Большинству в этом фильме запомнилась Дженнифер Лопез с её грациозными танцами, но здоровые отношения здесь представляют другие герои. Персонажи Ричарда Гира и Сьюзан Сарандон – пара с двумя детьми и благоустроенным бытом. Дети подрастают, взрослые начинают скучать, жена не знает, что дарить мужу на день рождения, ведь у него «всё есть» и вообще идеальная жизнь.
Кризис среднего возраста толкает Джона, героя Гира, на поиск приключений. Он обзаводится тайной в виде уроков танцев, а жена, подозревающая измену, нанимает частного детектива. Но взаимное уважение заставляет обоих воздержаться от ошибок.
Героев объединяет – даже через двадцать лет – нежность и внимательность к жизням друг друга. Героиня Сарандон красноречиво передаёт смысл брака: «Мы женимся, потому что всем нам нужен свидетель нашей жизни. Создавая семью, мы как бы говорим: «Твоя жизнь не пройдёт незамеченной, потому что её замечу я. Твоя жизнь не пройдёт без свидетелей, потому что я буду твоим свидетелем».
А с неурядицами, кстати, они справляются также грациозно, как танцуют…
Чужестранка (Outlander, 2021 год)
Как и многие проекты в наше время, этот сериал, снятый по мотивам успешной серии книг, трудно причислить к конкретному жанру. Это и фантастика, и приключения, и остросюжетный детектив, и мелодрама.
Кроме того, «Чужестранка» является иллюстрацией развития успешных отношений между мужчиной и женщиной.
Написанная доктором естественных наук Дианой Гэблдон, история развивается естественно и психологично и демонстрирует длительный и глубокий процесс становления женщины в роли жены.
Главная героиня Клэр удивительным образом переносится из 1945 года в 1743 и в эти неспокойные времена попадает под защиту шотландского солдата, с которым у неё начинается романтическая связь. На наших глазах Клэр учится тому, в чём не нуждалась раньше: балансировать и договариваться, уступать и дипломатично настаивать на своём, принимать решения на благо семьи и аккуратно вписывать в сценарий свои интересы.
Мы наблюдаем не только развитие персонажей по отдельности, но развитие союза мужчины и женщины – как это и должно быть в здоровых отношениях.
Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту (Julie & Julia, 2009 год)
Главные героини – две женщины, живущие в разные эпохи: известная кулинарка и телеведущая Джулия Чайлд, и её поклонница Джули Пауэлл, решившая за год приготовить блюда по всем рецептам из книги Чайлд, описывая свой эксперимент в блоге. И хоть в центре сюжета находятся женские судьбы, ни одной из Джулий не удалось бы воплотить задуманное без поддержки любящего мужа.
Муж Джулии Чайлд был дипломатом, и им пришлось переехать во Францию в 40-х годах. Излишек свободного времени в чужой стране привёл Джулию на кулинарные курсы, где она обучилась основам французской кухни. Пол Чайлд был строгим и серьёзным человеком, со всеми кроме Джулии – он обожал свою жизнерадостную и неутомимую жену.
Живущая в 2000-е года Джули Пауэлл завела кулинарный блог, когда поняла, что жизнь проходит мимо, пока она сидит на скучной офисной работе. По плану она должна была готовить одно или два блюда по рецептам Чайлд в день, и это занимало всё её свободное время, ставя под угрозу отношения с мужем.
5 x 2
Это история современной супружеской пары, показанная в 5 эпизодах их совместной жизни. Действие идет от конца к началу — от развода к первой встрече. Все ошибки, совершенные ими на этом пути, проходят перед нами. Правильно поставленный вопрос — это половина ответа.
СемейкаАддамс (The Addams Family, 1991 год)
Идеальные в своей странности, готические влюблённые, поющие в унисон – Гомес и Мортиция Аддамс. Не зря говорят, отношения – это не взгляды друг на друга, а взгляд в одном направлении. В данном случае – на луну…
К слову, у этой пары есть и то, и другое: их объединяет любовь к мраку и ненасытная страсть друг к другу. Они находят в этом союзе принятие, не боясь быть настоящими. Они оберегают свой очаг и исповедуют не самые обычные, но самые настоящие семейные ценности.
Аббатство Даунтон (Downton Abbey, 2021 год)
Вошедший в книгу рекордов Гиннеса как «самый обсуждаемый критиками», сериал «Аббатство Даунтон» — это целый калейдоскоп судеб, типажей и отношений – как здоровых, так и не очень. Это история прогрессивного семейства Кроули и поместья, которым они заправляют.
Прогрессивными можно назвать не только гибкость и предприимчивость, которую проявляет семья в трудные времена (и которая редко присуща людям, привыкшим к благам не заработанным, а наследованным). Но и сами отношения внутри семьи строятся на взаимном уважении.
Отец семейства, консерватор и конформист Роберт Кроули – либерал для своей жены. Она – мать его детей, главная женщина в его жизни, и они всё решают вместе. Да, они спорят, у них случаются конфликты, но они не отказываются друг от друга. В конце концов, здоровые отношения – это те отношения, над которыми люди хотят работать и работают.
Статьи на похожую тему:
11 ФИЛЬМОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ
Валентинка
Дин и Синди купались в своей любви, но прошли годы, чувства притупились, а потом и вовсе сошли на нет. В фильме это потрясающе передано через мельчайшие бытовые детали. Равно как и из мелочей восстанавливается память о том, что не случайно же они когда-то встретились и полюбили друг друга.
Ванильное небо — vanilla sky
Том Круз и Камерон Диаз — это тот самый дуэт, которой обойти стороной просто нельзя, однако действительно важным фактом является то, что данный психологически с большой буквы «П» фильм представляет собой ремейк фильма «Открой глаза». По сути. Тут один и тот же сюжет, но выбирать стоит только вам.
Смотреть можно сначала первичный испано-франко-итальянский вариант, а можно начать сразу с американского. Кстати, в обоих версиях главную женскую роль исполняет Пенелопа Круз. Не пытайтесь отвечать на вопросы и искать решение головоломки — всё откроется в конце, но эти два фильма не только картины о любви, но и замечательные психологические триллеры, после которых можно просидеть в ступоре еще минут десять, а потом сказать «Вау!».
Вечное сияние чистого разума — eternal sunshine of the spotless mind
Открывает нашу десятку лучших фильмов о психологии любви шедевр, который создали в 2004 году. «Вечное сияние чистого разума» — это далеко не первый, но самый яркий из фильмов, в которых Джим Керри не ломает комедию, не строит рожи, а предстает перед нами в драматической роли.
Это показывает его истинный талант. Говоря о фильме без спойлеров, стоит отметить, что он полон философского начала. Психологически он воспринимается крайне неоднозначно, потому его и называют одним из лучших фильмов-мелодрам для истинных ценителей жанра.
Фильм показывает, что любовь может быть жестокой, бессмертной. Любимые люди живут в нашем сознании вечно. В конце вам будут обеспечены слезы, которые вы не забудете никогда. Вы не сотрете их из своей памяти. После этого кино вы пересмотрите свой взгляд на чувства.
Два дня в париже
Семейная пара едет в Париж на пару дней навестить родственников и слегка встряхнуться от серых будней. Только у жены-француженки в этом городе живут несколько бывших, с которыми доведется встретиться мужу. Забавный фильм о том, как все складывается, когда супруги — представители очень разных культур.
Двое в пути
Замечательный фильм с Одри Хепберн о том, как супруги отправляются на море поправить пошатнувшиеся отношения. Построенный на контрасте смешного и грустного фильм отражает противоречивость супружеской жизни.
Девушка в поезде — the girl on the train
2021 удивляет ещё раз. Данная картина весьма сильно воздействует на нервную систему, а также на мозг, заставляя думать о том, что же будет дальше. Мы ищем ответы на протяжении всего фильма, из раза в раз удивляясь ответам. Психологическая сторона любви тут раскрывается в полном объеме, но немного теряется на фоне событий.
Дневник памяти
Двое влюбленных, которые очень не подходят друг другу. Жизнь их все время разлучает, дорога к счастью трудна, но все записано в дневник. И уже на склоне лет он остается единственной памятью о том, что было между ними. Красивая романтическая история о вечной любви.
История о нас
Бен и Кэти вместе 15 лет. У них двое прекрасных детей, интересная работа и кризис в браке. Из тонны ежедневных раздражающих мелочей постепенно собирается разрушительный снежный ком взаимных обид и непонимания. Фильм замечателен тем, что правы оба героя, тщательно показаны точки зрения и мужа, и жены. И не правы тоже оба.
Кенди — candy
Австралийское кино — это нечто необычное. Оно не признано во всем мире так, как признано голливудское, но Австралия уже подарила нам несколько истинных шедевров. Одним из них является фильм о любви «Кенди», названный в честь главной героини. Главную мужскую роль играет ныне покойный Хит Леджер, известный своей ролью Джокера в фильме «Темный рыцарь».
Это кино, пожалуй, самое грустное или входит в двойку самых грустных из подборки. Оно рассказывает об отношениях двух людей, которые разрушают свою жизнь. У них есть один серьезный недуг, который не дает им воплотить их мечты. Психологическое давление просто феноменальное. Вы должны это увидеть!
Кожа, в которой я живу — la piel que habito
Это кино вас просто шокирует. Его психологический подтекст удивителен. НА что только люди не готовы ради любви, подумаете вы, когда увидите финальные титры. Таких фильмов почти не существует по духу, по атмосфере. Его посыл не так уж и сложен, но исполнение феноменальное, удивительное, утонченное.
Антонио Бандерас в главной роли — это хорошая новость для женской половины населения, некоторый бонус. В этом фильме есть на что посмотреть, есть из-за чего переживать и есть о чем подумать. Вам нужно просто окунуться в эту атмосферу и задать себе психологическую «трепку».
Психология любви — это вопрос не просто многогранный, а невообразимо сложный и таинственный. Нам до конца не будет ясна цель этого чувства никогда. Мы просто любим, просто делаем то, что заложено в нас самой природой. Фильмы из этой подборки вам покажут то, насколько далеко можно заходить и насколько далеко заходить просто нельзя.
Кто боится вирджинию вульф?
Джордж и Марта — супружеская пара, настолько изучившая друг друга за годы брака, что единственным способом поддержать взаимный интерес остаются психологические игры.
Любовь
История настоящей искренней любви, которую супружеская пара пронесла через всю жизнь. Анне и Жоржу за 80, и, когда она заболевает, Жорж не может оставить свою подругу на попечение недобросовестных медсестер. Он оставляет преподавание в консерватории и становится сиделкой для своей любимой.
Любовь — love
Гаспар Ноэ, человек невероятно нестандартного взгляда на кинематограф и на жизнь в целом, снова у нас в списке. Этот режиссер и просто создатель уникальных, жестоких и психологически необычных фильмов, удивляет своих зрителей. В этот раз удивление двойное, потому что фильм целиком и полностью посвящен любви.
Откровенные сцены делают его не всегда красивым, но зато уж точно делают его невероятно честным и правдивым. Это кино не охватывает какие-то фундаментальные проблемы любовного характера, оно показывает только одну интересную историю любви, в которой, как потом, после просмотра, кажется, нет ничего особенного.
Мужья и жены
Сильная жизненная драма о двух немолодых супружеских парах. Герои фильма вступают в кризис среднего возраста, испытывают многочисленные разочарования. Рушатся браки, устраиваются скандалы, идет бесконечное самокопание. А режиссер Вуди Аллен пытается понять, есть ли знак равенства между любовью и браком.
Нимфоманка — nymphomaniac
Неподражаемая Шарлотта Генсбур сыграла в главной роли нимфоманку, о которой и пойдет речь в этой картине культового и знакового режиссера Ларса фон Триера. Фильмы этого человека будоражат умы. Они пробирают до костей. Из можно назвать психологическими и где-то даже психоделическими.
История девушки, которая спала со всеми, очень проста, но требует двух частей, так что посмотрите обе части этого великолепного фильма. Он покажет вам всю психологическую сторону этого отклонения, называемого нимфоманией. Сюжет заставит вас ни раз вздыхать, «ахать» и «охать», закрывать глаза или рвать волосы на голове. Это не просто история любви — это невероятно притягательная и одновременно отталкивающая картина с топовыми актерами.
Одержимость — wicker park
Еще один фильм с прекрасными актерами и замечательной игрой, а также просто крышесносящим сюжетом. Концовка фильма — это то, ради чего стоит смотреть его. Это то, ради чего стоит тратить каждую секунду своего времени на него. Само название говорит за себя, ведь зачастую мы бываем не просто влюблены, а по-настоящему одержимы человеком.
Этот фильм граничит по жанру с детективом или даже триллером, но истинная его ценность заключается в том, чтобы показать людям то, куда может завести нас эгоистическая наклонность, тяга к обладанию человеком. Нельзя давать себе повод владеть кем-то или чем-то безраздельно.
Она — her
Фильм известного режиссера Спайка Джонза, который был недооценен многими критиками. Главная роль досталась Хоакину Фениксу. В принципе. Это кино можно назвать лентой одного актера. Потому что практически всегда камера направлена на мужчину, который влюблен в далеко не самую простую девушку.
Чтобы не убивать интригу, скажем лишь то, что эта девушка не человек. Более того, она даже не живая. Несмотря на это, пустить слезу и удивиться всей красоте этого шедеврального фильма вам все же удастся. Картина рассказывает о том, как важно для человека иметь психологическую привязанность, не переходящую в манию. Это еще одна картина о жестокости чувств, причем непреднамеренной.
Перед закатом
По сути, прежде чем смотреть этот фильм, надо обязательно глянуть ленту «Перед рассветом», которая вышла за 9 лет до этого и рассказывает о знакомстве главных героев. Пронзительная картина о том, что иногда у людей есть лишь несколько часов, чтобы принять важнейшее решение в своей жизни.
Под покровом ночи — nocturnal animals
В этом фильме психологический аспект выражен в том, что мы постоянно находимся в напряжении. Это сильнейшая картина, которую можно назвать одним из величайших триллеров современности и одним из лучших фильмов 2021 года. Эми Адамс и Джейк Джилленхолл — отличный актерский дуэт для такого атмосферного фильма, снятого, кстати, по роману.
Не думайте, что вы отделаетесь слезами и забудете обо всем через день. Жестокость этого кино будет будоражить вас на протяжении долгих месяцев и каждый раз будет взрывать ваш мозг при воспоминаниях о сюжете. Вы искусаете губы, потому что сюжет не отпустит вас ни на секунду. Эта картина покажет вам историю любви, но не так, как того требуют нормы кинематографа. Вы должны это увидеть сами.
Сообщение от редакции
Рассказать еще один секрет о том, как соблазнить мужчину? Доказано, что парней бессознательно заводят девушки в красном. Красная помада, платье, красивый топ, босоножки или даже шарф – это не просто привлекает внимание, но и вызывает у мужчин жгучий интерес.
С чем это связано, специалисты в области психологии в настоящее время пояснить не могут. Тем не менее, факт остается фактом – все оттенки красного цвета во внешнем образе девушки наделяет ее не только интереса у мужчин, но и решительности, уверенности в собственной привлекательности и неотразимости. Таким образом, пусть красная помада и туфельки будут вашим мощным оружием!
Список фильмов в порядке их упоминания в тексте:
«Моя ночь у Мод» / «Ma nuit chez Maud»«Летняя сказка» / «Conte d’ét黫Зеленый луч» / «Le rayon vert»«Осенняя сказка» / «Conte dʼautomne»«Парень встречает девушку» / «Boy Meets Girl»«Как я обсуждал… (мою сексуальную жизнь)» / «Comment je me suis disputé… (ma vie sexuelle)
»«Алиса и Мартен» / «Alice et Martin»«Гринберг» / «Greenberg»«Бруклин» / «Brooklyn»«Любовники» / «Two Lovers»«Трудности перевода» / «Lost in Translation»«Флирт» / «Flirt»«Копия верна» / «Copie conforme»«Джерри Магуайр» / «Jerry Maguire»«Немножко беременна» / «Knocked Up»«Девушка без комплексов» / «Trainwreck»«Страх съедает душу» / «Angst essen Seele auf»«Любовь, сбивающая с ног» / «Punch-Drunk Love»«Аномализа» / «Anomalisa»«Темная лошадка» / «Dark Horse»«Ларс и настоящая девушка» / «Lars and the Real Girl»«Мой парень — псих» / «Silver Linings Playbook»«Том на ферме» / «Tom à la ferme»«И все же Лоранс» / «Laurence Anyways»«Жизнь Адель» / «La vie dʼAdèle»«Выходные» / «Weekend»«Супружество» / «Married Life»«Не выключай свет» / «Keep the Lights On»«Любовь — странная штука» / «Love Is Strange»«Украденные поцелуи» / «Baisers volés»«Мужчина, который любил женщин» / «Lʼhomme qui aimait les femmes»«Идентификация женщины» / «Identificazione di una donna»«Затмение» / «Lʼeclisse»«Под покровом небес» / «The Sheltering Sky»«Боб и Кэрол, Тед и Элис» / «Bob & Carol & Ted &
Alice»«Незамужняя женщина» / «An Unmarried Woman»«Плотская любовь» / «Carnal Knowledge»«Ей это нужно позарез» / «Sheʼs Gotta Have It»«Секс по дружбе» / «Friends with Benefits»«Больше чем секс» / «No Strings Attached»«Вместе» / «Tillsammans»«Коммуна» / «Kollektivet»«В поисках огня» / «Digging for Fire»«10 000 км:
Любовь на расстоянии» / «10.000 Km»«Она» / «Her»«500 дней лета» / «(500) Days of Summer»«Руби Спаркс» / «Ruby Sparks»«Девять песен» / «9 Songs»«Селеста и Джесси навеки» / «Celeste & Jesse Forever»«Голубой Валентин» / «Blue Valentine»«Любит/Не любит» / «Take This Waltz»«К чуду» / «To the Wonder»«Исчезновение Элеанор Ригби» / «The Disappearance of Eleanor Rigby»«Сцены из супружеской жизни» / «Scener ur ett äktenskap»«С широко закрытыми глазами» / «Eyes Wide Shut»«Секс, ложь и видео» / «Sex, Lies, and Videotape»«Лица» / «Faces»«Большой всплеск» / «A Bigger Splash»«Люди дождя» / «The Rain People»«Дорога перемен» / «Revolutionary Road»«Ледяной ветер» / «The Ice Storm»«Хлоя» / «Chloe»«Нежная кожа» / «La Peau douce»«Ты встретишь таинственного незнакомца» / «You Will Meet a Tall Dark Stranger»«Все остальные» / «Alle Anderen»«5×2» / «5×2»«Мужья и жены» / «Husbands and Wives»«Алиса» / «Alice»«Золотые выходы» / «Golden Exits»«Кроткая» / «Une femme douce»«Жена полицейского» / «Die Frau des Polizisten»«Мой король» / «Mon roi»«Встреча двух сердец» / «The Way We Were»«Перед рассветом» / «Before Sunrise»«Перед закатом» / «Before Sunset»«Перед полуночью» / «Before Midnight»«Любовь по-взрослому» / «This Is 40»«Любовь» / «Amour»«Нимфоманка» / «Nymphomaniac»«Вечное сияние чистого разума» / «Eternal Sunshine of the Spotless Mind»«Патерсон» / «Paterson«Выживут только любовники» / «Only Lovers Left Alive»
Сша, 1992
Трагикомедия Вуди Аллена — человека, который умеет очаровательно и остроумно рассказать даже самую грустную историю. Его лента «Мужья и жены» повествует о писателе, погруженном в семейные ссоры. Однажды он и его супруга узнают, что их старинные друзья решают развестись.
Сша, 2000
Может ли взрослый мужчина, не обремененный серьезными отношениями, полюбить молодую и красивую девушку? Да так, чтобы положить весь мир к ее ногам? Оказывается, может, если учесть трагические обстоятельства, с которыми возлюбленным пришлось столкнуться. Мораль сей басни такова: любите друг друга, пока есть время. Не теряйте ни минуты.
Сша, 2021
Любовь может поднять нас до небес, а может заковать в тяжелые кандалы, когда становится больше мучением, чем наслаждением. Так случилось с героями фильма «Валентинка», которые купались в своих чувствах и не заметили, как стали душить друг друга своей любовью. Сумеют ли молодые люди возродить свои отношения и дать союзу еще один шанс?
Сша, великобритания, 2008
Фильм о том, как важно бороться за свои желания и мечты, а еще о том, как важно найти человека, который будет тебя поддерживать. И это всегда будет взаимно. Но почему об этом не помнили Фрэнк и Эйприл Уиллер, которые делали все, чтобы сохранить внешний вид семьи, но позволяли разрушаться любви изнутри?
Франция, 2004
Удивительный фильм французского режиссера Франсуа Озона. Удивителен он тем, что Озон решил показать своим зрителям, к чему могут привести постоянные обиды, ссоры и конфликты. В своем фильме «5×2» он показывает в обратном порядке 5 сцен семейной жизни молодой пары: развод и его последствия, встреча с друзьями-гомосексуалистами, рождение ребёнка, свадьба и знакомство.
Франция, австрия, германия, 2021
Режиссер ленты Михаэль Ханеке не стал задумываться над игривым названием для своей работы, сказав только одно слово: любовь. Он показал искреннюю и трогательную историю семьи, чьи любовь и забота не сломились ни за годы совместной жизни, ни перед лицом серьезной болезни.
По сюжету главные герои Жорж и Анна прожили рука об руку всю жизни, но к старости Анна тяжело заболела: сначала отключается память, потом отказывается подчиняться тело, наступает паралич. Ее супруг решает во что бы то ни стало остаться рядом с любимой женщиной.
Франция, германия, 2006
Молодые супруги Марион и Джек, столкнувшись с препятствиями в семейной жизни, пытаются возродить свою любовь. Для этого они решают поехать в город, справедливо считающийся центром любви. Джек знает, что в Париже живут родители Марион, но тут же он встречает и ее бывших бойфрендов. Перед влюбленными встает главный вопрос: как оживить отношения, если все становится только хуже?