Детерминизм — что такое | словарь психологических терминов
Детерминизм — концепция, согласно коей действия людей детерминируются — определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни.
В психологии — закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов.
Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы детерминизма:
детерминизм системный — зависимость отдельных компонент системы от свойств целого; детерминизм типа связи обратной — следствие воздействует на вызвавшую его причину; детерминизм статистический — при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;
детерминизм целевой — предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр.
Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма.
Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр.
В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию.
Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением — эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности.
Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной.
Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.
) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения.
Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям.
В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни.
Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.
Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» — продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и «внутреннее» — сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.
Детерминация поведения
Что предполагает детерминация поведения? Поведение человека определяется не только его индивидуальными чертами характера и сложившейся ситуацией, в которой он функционирует, но и спецификой окружающей его социальной среды.
Ближайшее окружение (семья, друзья, знакомые) влияют на формирование системы ценностей и жизненных установок.
Именно в процессе социализации ребенка в семье и в обществе он усваивает нравственные и этические нормы, постигает принципы поведения. Его личные качества дополняются информацией, поступающей извне.
Помимо ближайшего окружения (микросреда), на человека оказывает влияние и общество в целом (макросреда). Политические, экономические, социокультурные и исторические процессы формируют социальные нормы, правила поведения, типичные процессы и явления.
Это приводит к тому, что в конкретном обществе вырабатываются определенные стереотипы поведения, привычные взгляды и мнения.
Чтобы стать полноправным гражданином и добиться социального благополучия необходимо соблюдать эти стереотипы и правила.
Культурный детерминизм исходит из того, что все человеческое поведение объясняется исключительно социально-культурными причинами. Именно уровень культуры человека определяет его эмоциональные реакции, манеру поведения и т.д.
Таким образом, внутренне «Я» под влиянием жизни в обществе дополняется и преобразуется в «Я-образ». Под внутренним «Я» понимается вся совокупность индивидуальных черт личности — темперамент, характер, ценностные установки, представления о себе и о мире.
Но нередко человек в процессе своей общественной жизни сталкивается с явлениями, которые вступают в противоречие с его внутренней личностью.
В этом случае на первое место выходит «Я-образ» — это то социальное поведение, которое человек демонстрирует с целью эффективного взаимодействия с окружающими.
То есть он говорит и делает именно то, что от него ожидают члены его социальной группы. Даже если это идет в разрез с его внутренней позицией.
Детерминизм и свобода поведения возможны только в том случае, если человек умеет подстраиваться под требования среды и принимать все существующие правила без внутреннего дискомфорта.
Детерминизм | мир психологии
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Детерминизм (в психологии) (от лат. determinare — определять) — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д.
, а именно: системный Детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), Детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д.
(предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др.
Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм Д. Длительное время оно ориентировалось на механический Д.
, к-рый представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин).
Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический Д.
, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический Д. представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности.
В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический Д., получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт). Иное понимание психологического Д. сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И.М. Сеченов и др.
), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного психологического Д.
привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма Детерминизма была разработана марксистской философией, согласно к-рой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа Д. на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности.
Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.
Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» (продукты материальной и духовной культуры, в к-рых воплощаются сущностные силы человека), и «внутреннее» (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах).
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Детерминизм (лат. determinare — определять) — философская концепция об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех процессов и явлений природы. Д.
противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. В психологии и психиатрии причинно-следственные отношения нередко оказываются сложными, опосредованными. Принцип Д.
неотделим от деятельностного подхода к изучению психики.
В советской психологии разработаны трактовки Д. как следствия «действия внешних причин через внутренние условия» [Рубинштейн С.Л.] и «внутреннего через внешнее» [Леонтьев А.Н.].
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Детерминизм — философское учение о всеобщей, объективной, универсальной взаимосвязи и причинной взаимообусловленности процессов и явлений природы, общества, сознания.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Детерминизм — очень свободно: доктрина, которая утверждает, что каждое событие имеет причины. В классической механике было принято, что если знать положение и импульс каждой частицы вещества в один момент времени, то можно в принципе узнать их положение и импульс в любой другой точке времени в будущем.
Такая позиция характерна для «жесткого» (или номоло-гического) детерминизма.
Эта специфическая точка зрения была несколько «смягчена» с развитием квантовой механики, в которой самые глубокие познаваемые уровни причины и воздействия рассматривались как вероятностные по своему характеру, то есть произошло смещение от понятия совершенного предсказания к понятию вероятностного предсказания.
В психологи! дебаты несколько менее глобальные и значительно менее определенные. Вообще это связано с настоятельными попытками экзистенциалистов и гуманистов измерить «свободу воли», с которой человек может оставаться вне досягаемости «щупальцев» бихевиоральной и когнитивной наук. Однако эти дебаты, возможно, и пустые.
Если кто-то хочет научно исследовать поведение и мышление, он должен признать, что то, что кто-то делает, имеет причины, и что они в конечном счете познаваемы.
В действительности вопрос заключается в том, имеется ли какая-то вещь, называемая «свободой воли», которая находится за пределами научного анализа причин и воздействий, или это просто (?) специфическое мысленное/эмоциональное состояние, которое само играет роль в этиологии поведения.
Современные социальные ученые, если они рассматривают этот вопрос вообще, придерживаются позиции, которую лучше всего можно описать как «неудобный прагматизм».
То есть в своей повседневной работе они рассматривают своих субъектов как вероятностно детерминированных, отмечая при этом, что они не могут предсказывать точно, поскольку пока еще неизвестны факторы этиологии (и, возможно, принципы вариации неопределенности), и предпочитают думать о себе, как о фактически действующих согласно своему собственному свободному выбору, независимо от грубого детерминизма, который уменьшает ощущение их собственного гуманизма.
предметная область термина
СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — См. культурный детерминизм.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (GENETIC DETERMINISM) — доктрина, утверждающая, что поведение явление врожденное и может быть предсказано генетическими исследованиями.
ВНЕШНИЙ СРЕДОВОЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (EXTREME ENVIRONMENTALISM) — доктрина, предполагающая, что поведение модифицируется исключительно изменениями внешних обстоятельств (в противоположность теории наследования способностей, интеллекта и черт личности).
ВЗАИМНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (RECIPROCAL DETERMINISM) — в теории Бандуры — регулирование поведения человека посредством непрерывных обоюдных интеракций бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде воздействий. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с.705)
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — убеждение в том, что развитие любого организма находится под генетическим контролем. Мнение может казаться бесспорным в отношении поведения простых организмов, но не для более высокоорганизованных животных и человека. Идея о том, что человеческое поведение во многом обусловлено генетическими факторами, нашла выражение в развитии эволюционной психологии.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Детерминизм психический
Человеческая деятельность подчинена определенным закономерностям. Выявление этих закономерностей позволяет внести ясность в понимание бессознательного, внутреннего мира человека.
Многие мыслители прошлого пытались ответить на вопрос о соотношении случайности и необходимости, свободы воли и закономерности в мире природы и человека. Одни из них полагали, что все в жизни определяется случаем.
Человек наделен свободой воли делать что хочет и как хочет. Другие рассматривали необходимость и закономерность в качестве ключевых моментов развития природы и человеческой деятельности.
З. Фрейд по-своему переосмыслил проблему соотношения необходимости и случайности, свободы воли и закономерности в жизни человека. Он не отверг случайность как таковую.
По этому поводу основатель психоанализа писал: «все в нашей жизни случайность, начиная от нашего происхождения вследствие встречи сперматозоида с яйцеклеткой».
Но это такая случайность, которая находит свое выражение в закономерности и необходимости природы. То, что во внешнем мире люди называют случайностью, подчинено точным законам.
Аналогичная картина наблюдается и в сфере психического, во внутреннем мире человека. Здесь, по убеждению З. Фрейда, нет места случайности, связанной с бессознательными желаниями людей. В психике человека действуют свои закономерности, независимо от того, осознает он их или нет.
В сфере психического произвольные на первый взгляд процессы являются в действительности вполне определенными и закономерными. Вера в психическую свободу и произвол должна, по словам З.
Фрейда, «сложить оружие перед требованием детерминизма, господствующего также и в области душевной жизни».
Наглядным примером детерминации психических процессов могут служить так называемые ошибочные действия. Речь идет об оговорках, описках, очитках, забывании имен, затеривании предметов. Чаще всего эти ошибочные действия мы воспринимаем в качестве досадной случайности. На самом деле они вызваны к жизни работой бессознательного. Их возникновение закономерно и объяснимо.
Однажды радиокомментатор вел передачу о завершении визита главы иностранного государства в нашу страну. При этом он произнес: «на прощание главы государств обменялись рукопожратием». Разумеется, радиокомментатор хотел сказать, что главы государств обменялись рукопожатием. Но его оговорка не была случайной.
Как человек, разбирающийся в политике, он знал, что обмен любезностями между главами государств соответствует дипломатическому этикету. В действительности же переговоры между ними не принесли ожидаемых результатов. Главы государств готовы были, что называется, «сожрать друг друга». Радиокомментатор понимал это.
Но по долгу службы был вынужден вести свой репортаж на возвышенной ноте. Внутренний конфликт между тем, что он знал и как должен был официально излагать информацию, обернулся непреднамеренной оговоркой.
Случайная на первый взгляд оговорка имела вполне реальные основания и явилась закономерным результатом столкновения между собой двух разнонаправленных психических процессов.
В рамках психоанализа «случайности» подобного рода являются предметом пристального внимания и изучения. Одна из важных задач психоанализа как раз и состоит в раскрытии тех закономерностей, которые стоят за ними.
Ошибочные действия, сновидения, симптомы психических заболеваний – три сферы жизнедеятельности человека, психоаналитическое исследование которых основывается на принципе психического детерминизма.
Часто сновидения кажутся случайными, не имеющими смысла. Однако, как считал З. Фрейд, сами по себе сновидения не случайны. Будучи психическими явлениями, они представляют собой реализацию неосуществленных желаний человека.
Эта психическая детерминация сновидений дает возможность их толкования. Так, первая пришедшая в голову мысль о каком-либо сновидении или его части подчинена определенной связи. Она не произвольна. Свободно возникшая мысль психически обусловлена, детерминирована.
На этом положении как раз и основывается психоаналитический метод толкования сновидений.
Невротические заболевания также имеют психическую детерминацию. Их истоки следует искать в детстве человека. Они связаны, в представлении З. Фрейда, с инфантильными переживаниями. Теми переживаниями, которые испытывал ребенок в период своего раннего психосексуального развития.
Ни одно из психических явлений не является абсурдным. Ни один психический процесс не возникает случайно. Все взаимосвязано между собой в человеческой психике. Во внутреннем мире человека произвольные на первый взгляд явления и процессы являются в действительности строго детерминированными. Таков смысл психического детерминизма, отстаиваемого в рамках психоанализа.
Швейцарский психотерапевт К.Г. Юнг (1875–1961) выдвинул идею синхронистичности, выходящую за рамки фрейдовского понимания психического детерминизма. Столкнувшись с необычными явлениями жизни и изучив внутренние ощущения пациентов по поводу неслучайных случайностей, он объяснил одновременность протекания беспричинных событий существованием особой некаузальной (непричинной) связи.
В основе данной связи лежат, по его мнению, смысловые совпадения. В качестве принципа объяснения одновременности событий, реально происходящих во внешнем мире и переживаемых человеком в сновидении или собственном внутреннем видении, он дал название синхронистичности.
Данная идея была изложена им в работах «О «синхронистичности» (1951) и «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип» (1952).
Принцип детерминизма (в психологии)
принцип, требующий учитывать разнокачественное влияние реальных факторов, причин на развитие психических явлений. П.д., будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Это обусловлено своеобразием их предмета и исторической логикой его разработки.
Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяются несколько эпох: предмеханический детерминизм, механический детерминизм, биологический детерминизм, психический детерминизм, макросоциальный детерминизм, микросоциальный детерминизм. Веками шли поиски различных схем, объясняющих психическую жизнь (она обозначалась термином «душа»).
Первой вехой на этом пути стало возникшее в древнегреческой философии учение — гилозоизм. Природа представлялась в виде единого материального целого, наделенного жизнью. Гилозоизм не разделял материю органическую и неорганическую, жизнь и психику. Из этой живой праматерии произрастают все явления без вмешательства к.-л. внешних творческих сил.
Душа, согласно гилозоизму, в отличие от древнего анимизма, мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов), подчиненной общим для всего космоса законам и причинам. Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля. В нем душа была понята как способ организации любых живых тел.
Опора на новую биологию, к-рая в, отличие от гилозоизма, открыла своеобразие живого, отделив органическое от неорганического, позволила Аристотелю переосмыслить понятие о причинности. Его важнейшим достижением стало открытие неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию. Аристотель мыслил живое существо иным, чем др.
природные тела, считая психическое по своей сущности биологическим (формой жизни). Он считал, что психические явления зависят не только от внешних воздействий, но и от ориентации на цель. Это детерминистское воззрение может быть названо прабиологическим (по отношению к биологии Нового времени).
Научная революция XVII в. создала новую форму детерминизма — механический детерминизм. В эпоху перехода к мануфактурному производству с изобретением и использованием технических устройств схема их действия стала прообразом причинно-механической интерпретации всего сущего, включая организм и его функции.
Все психологическое наследие античности — учение об ощущениях, движениях, ассоциациях, аффектах — переосмысливается сквозь призму новых предметно-логических конструктов. Их ядром послужило объяснение организма как своего рода машины, т. е. определенным образом организованной и автоматически действующей системы.
Машина выступила в виде модели объяснения и человека, и природы. Первая фаза развития Д. в это время представлена психологическим учением Декарта.
Он отделил душу от тела, преобразовав понятие о душе в понятие о сознании, но также отделил тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего определенные эффекты: восприятие, движения, ассоциации и простейшие чувства. Восприятию (сенсорным феноменам) противопоставлялись врожденные идеи, телесным движениям (рефлексам)
волевые акты, ассоциациям — операции и продукты абстрактного мышления, простейшим эмоциям — интеллектуальные чувства. Эта дуалистическая картина расщепляла человека надвое (соответственно декартовой философии человек — это средоточие двух субстанций: непротяженной — духовной и протяженной — телесной).
Понятие об организме существенно изменилось в середине XIX в. под влиянием двух великих учений — Ч. Дарвина и К. Бернара. Жизни присуща целесообразность, неистребимая устремленность отдельных целостных организмов к самосохранению и выживанию, вопреки разрушающим воздействиям среды.
Дарвин и Бер — нар объяснили эту телеологичность (целесообразность) естественными причинами. Первый — отбором и сохранением форм, случайно оказавшихся приспособленными к условиям существования.
Второй — особым устройством органических тел, позволяющим заблаговременно включать механизмы, способные удержать основные биологические процессы на стабильном уровне (впоследствии физиолог У. Кеннон, соединив бернаровские идеи с дарвиновскими, дал этому явлению специальное имя — гомеостаз). Детерминация будущим, т.е.
событиями, к — рые, еще не наступив, определяют происходящее с организмом в данный момент, — такова особенность биологического детерминизма в отличие от механического, не знающего др. причин, кроме предшествующих и актуально действующих. При этом, как показал Ч.
Дарвин, детерминация будущим применительно к поведению индивида обусловлена историей вида. С этим была связана радикальная инновация в понимании детерминизма, к-рый отныне означал не «жесткую» однозначную зависимость следствия от причины, а вероятностную детерминацию.
Отстоять свое собственное место среди др. наук психология смогла лишь при условии открытия и изучения причинных связей и форм детерминации явлений, этим наукам неведомым и в их понятиях непостижимым.
Поскольку предметом психологии инициаторы ее обособления в самостоятельную, независимую от философии и физиологии (частью к-рых она прежде считалась) науку признали сознание как совокупность процессов во внутреннем мире субъекта, то на первых порах причинное основание для этих процессов усматривалось в пределах сознания, где они будто бы и начинаются, и кончаются.
Поэтому Вундт, провозгласивший психологию самостоятельной наукой, выдвинул формулу о «замкнутом причинном ряде», или, иначе говоря, о том, что одни явления сознания вызываются другими. На смену вунд — товской концепции, названной структурализмом, приходит вскормленный новыми биологическими идеями функционализм.
Он сохранил прежнюю версию о сознании, но предпринял попытку придать ему роль деятельного агента в отношениях между интересами организма и возможностью их реализации. Действие, исходящее от субъекта, рассматривалось как инструмент решения проблемы, а не механический ответ на стимул.
Но конечной причиной самого телесного действия оставалось все то же, не имеющее оснований ни в чем внешнем, целеустремленное сознание субъекта, на к-рое возлагалась роль посредника между организмом и средой. Функционализм, подобно структурализму, принимал в качестве предмета исследования данные в самонаблюдении феномены, т. е. чрезвычайно поздний продукт исторического развития.
Объективная телеология живого, объясненная с позиций детерминизма понятиями о естественном отборе Дарвина и о гомеостазе Бернара, подменялась изначально присущей сознанию субъективной телеологией. Неудовлетворенность функционализмом вела к его распаду.
Истинно психические детерминанты подобны тем,ск-рыми имеют дело др. науки. Они действуют объективно, т. е. независимо от сознания, служа постоянными регуляторами взаимоотношений между организмом и средой — природной и социальной. На рубеже XX в. было открыто, что реалии, запечатленные в психологических категориях, не только могут быть объяснены действием природных или социальных факторов, но и сами исполнены активного детерминационного влияния на жизнедеятельность организма, а у человека — на его социальные связи.
Содержание категорий психологического мышления, самосознание обрели смысл особых детерминант. Система этих категорий выступила в методологическом плане как форма детерминизма, отличная от всех др. его форм. Это был психический детерминизм. С его утверждением никто не мог оспаривать достоинство психологии как самостоятельной науки.
Наряду с теориями, стержнем к-рых служило причинное объяснение психики как творения природы, сложилось направление, ориентированное на изучение ее укорененности в социальной жизни людей. В роли детерминант выступили столь же объективные, как и физические раздражители, но порождаемые не природой, а самими взаимодействующими между собой людьми, формы их социального бытия, их культуры.
С переходом от механической к биологической трактовке взаимодействия живых существ с природой на передний план выступило активное начало их поведения. Однако активность свелась к адаптации, к изменению действий организма в целях выживания в наличной среде, но без создания мира культуры.
Однако этот мир социален, ибо возникает в системе общественных отношений, и сущность человека не что иное, как совокупность этих отношений. Трудовое действие и познавательная активность представляют собой единое целое.
Анализ труда открывает качественное своеобразие человеческого общения, роль речи как особого орудия, опосредствующего создание и использование орудий труда и становление на этой основе принципиально новых психологических структур. В российской психологии советского периода возникло направление, ключевую категорию к — рого обозначил термин «деятельность». Пионером ее разработки выступил М.Я.
Басов, трактовавший человека как «деятеля в среде» и понимавший под деятельностью «предмет особого значения, такую область, к — рая имеет задачи, никакой др. областью знания неразрешимые». М.Я. Басов пригласил в руководимый им научный центр философа C.JI.
Рубинштейна, труды к-рого сыграли решающую роль в том, что в отечественной психологии утвердился в качестве доминирующего принцип «единства сознания и деятельности». Отталкиваясь от представлений Басова по поводу «морфологии» (строения) деятельности, А.Н.
Леонтьев разработал новаторский деятельностный подход, предложив концепцию предметной деятельности, между внешним и внутренним строением к-рой утверждаются детерминационные отношения. Тем самым заданные общественным характером труда факторы выступили в роли детерминант психической организации личности и ее развития (как в филогенезе, так и в онтогенезе).
В ином ключе объяснение детерминации психики было воспринято и развито Л.С. Выготским. Макросоциальные факторы выступили у него не в форме трудовой деятельности по освоению объектов природы, а в образе общения, опосредствованного знаками, значениями и др. ценностями культуры.
Поскольку общение является изначально межличностным, то, отграничив социальное (в виде понятий о производственных отношениях, классовой борьбе и др. постулатов аксиоматики марксизма) от духовно-куль- турных основ человеческого бытия, Л.С. Выготский в своем конкретно-научном изучении психики сомкнул макросоциальный уровень ее детерминации с микросоциальным.
Принцип детерминизма в психологии личности
Принципдетерминизма(детерминировать — определять)означает, что каждое явление понимается как обусловленное причинно-следственными закономерностями и потому поддающееся изучению. В системах простых и равновесных чаще всего имеет место механистический детерминизм, то есть по начальным условиям всегда можно предсказать дальнейшее изменение системы.
Эти изменения линейны и потому предсказуемы. Примером жесткого, механистического детерминизма в психологии развития может быть стремление некоторых школ (многих направлений психоанализа, теории привязанности Дж.Боулби, трансперсональной психологии С.Грофа) рассматривать содержание жизни взрослого человека как определенное его пренатальным или раннедетским опытом.
Сложные системы склонны «забывать» начальные условия, точнее, поскольку они изменяются необратимо, то они создают себе новые начальные условия.
Поэтому по актуальному состоянию мы уже не можем воспроизвести историю сложного объекта (что хорошо видно, например, в исследованиях воспоминаний о детстве, которые отмечены преобразующим влиянием психологических защит и не могут абсолютно достоверно воссоздать картину жизни человека).
Такой вид детерминизма называют нежестким: явление неслучайно, и в то же время однозначно воспроизвести цепочку событий мы не можем[2].
Нежестко детерминированные системы мы можем оценивать только с точки зрения вероятности того или иного изменения, точные предсказания исключены – именно так поступает практический психолог, работающим с клиентом в момент переживания им личностного кризиса, ведь кризис может подавить активность человека, а может раскрыть его ресурсы.
К.Поппер иллюстрировал различие этих форм детерминизма на примере облаков и часов.
Пытаясь повлиять на некоторый объект, мы можем осуществить не прямое воздействие, а опосредствованное: так, например, теория эмерджентной грамотности фокусирует усилия не на обучении ребенка правилам орфографии и пунктуации, а на создании обогащенной языковой среды, в которой ребенок естественно воспринимал бы письменные и устные послания, упражнял бы навыки любой символической презентации и получал бы богатые новые впечатления.
Чем сложнее система, тем менее жестко детерминированным и потому предсказуемым является ее развитие. К. Роджерс в описании своего клинического опыта также особо отмечал предсказуемость клиентов на ранних стадиях работы и утрату предсказуемости как критерий прекращения психотерапевтического процесса.
К.Г.Юнг, предваряя идеи синергетики относительно развития живых систем, писал: «Мы можем ясно определить причину и следствие, когда явление изолировано и подвергнуто экспериментам, другими словами, когда установлены постоянные, единообразные условия.
Однако в случае с биологическими экспериментами[3] нам вряд ли удастся установить начальную ситуацию, которая гарантированно вызовет определённый эффект. Здесь мы имеем дело с таким трудным материалом — например, с разнообразием и сложностью условий, — что невозможно говорить о недвусмысленных причинных связях.
Здесь больше подходит термин обусловленный: такие-то и такие-то условия могут привести к такому-то и такому-то результату. Так мы пытаемся заменить строгую причинность воздействием множества переплетённых условий, расширить чёткую причинно-следственную связь, открыв её для множества интерпретаций.
Причинность как таковая не отменяется, но адаптируется к многослойному материалу жизни» (Юнг, 2021, с. 8).
Более того, существуют явления психики человека, построенные на акаузальных связях (такие явления не считаются с закономерностями физического времени и пространства, которые и делают возможными причинно-следственные закономерности). Подобные события, описанные К.-Г.