Что означает слово циник в толковом словаре русского языка сочинение егэ
(1)Что означает слово циник? (2)В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово циничный определяется как «бесстыдный», а цинизм — как «пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство». (З)Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! (4)
Ведь бесстыдство несовместимо с любовью. (5)Не стыдятся лишь того, кого не любят, кого не уважают, к кому выражают скверное отношение. (б)Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. (7)
А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! (8)От этого и само такое переступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием. (9)
Представьте, дорогие друзья, что кто-либо из вас идёт по улице в чистой, опрятной, новой одежде. (10)И вдруг кто-то по неосторожности или намеренно обдаст вас грязью. (11)Ваша одежда вдруг примет совсем другой вид, и Вы сами почувствуете себя по-другому. (12)
Неужели вам сразу же не захочется омыть своё лицо и руки, очистить свою одежду от этой грязи?! (13)Но и душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. (14)Одежда души каждого человека обдаётся скверной, когда человек слышит сквернословие. (15)
Впрочем, раз человек идёт в очень грязной одежде или привык всегда ходить только в грязной одежде, то ещё какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит его, как человека, привыкшего ходить в чистой и опрятной одежде. (16)Как считал Д.С. Лихачев, «вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». (17)
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (18)Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию? (19)
Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. (20)Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! (21)Русская литература очень богата словесными сокровищами. (22)Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком. (23)
И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи можно говорить? (24)И как наше слово отзовётся в окружающем мире? (По Б. Пивоварову)В предложенном для анализа тексте поднимается проблема культуры речи. Как научиться говорить и писать красивым и чистым языком? Как речь характеризует человека?
Данная проблема относится к категории нравственных. С целью её иллюстрации Б. Пивоваров приводит слова Д.С. Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, сквернословие пагубно влияет на моральное здоровье людей.
Многие произведения русских авторов посвящены проблеме культуры речи. Одним из наиболее ярких примеров явля
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз, чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
https://www.youtube.com/watch?v=Txx7Q53ZPcY
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
Источник
Как становятся циниками
Дети рождаются без цинизма, а когда впервые сталкиваются с серьезной проблемой для них, тогда начинают делать не свойственные им вещи – начинают отгораживаться и пытаются продемонстрировать, что их ничего не беспокоит. Маленький ребенок скрывает свою душевную боль внешним равнодушием, привыкнув к такой реакции, он становится циником.
Циничность более характерна подростковому возрасту, когда она является реакцией на трансформацию личности. С помощью циничности многие подростки пытаются «защититься» от мира, поскольку считают его враждебным и неприятным. Однако, со временем, циничность, как возрастная реакция у некоторых подростков проходит, а другие остаются циниками навсегда.
Когда циничный человек говорит, что нет смысла любить, что отношения не могут быть длительными, а люди верными всю жизнь, он сообщает, что сам пережил разочарование в отношениях. Очевидно, ему не удалось спокойно перенести потерю.
Когда человек обесценивает успехи других, он тем самым сообщает, что сам пытался достичь успеха, но ему не получилось, теперь ему завидно и больно, когда другие радуются успеху. Это эгоистично, поскольку он и не думает, что те люди также прилагали усилия, чтобы добиться желаемого, он не умеет искренне порадоваться за них.
Некоторые личности становятся циниками ненамеренно, в силу профессии. Часто ими являются представители профессий, которые работают с потоком людей, соответственно с немалым объёмом эмоций. Например, руководители часто становятся циниками. Им приходится отвечать за многих людей, если они входили бы в положение каждого сотрудника, организация начала бы работать себе в убыток или скоро развалилась.
В эту же категорию входят специалисты, которым приходится общаться со многими клиентами, сюда относятся юристы, различные консультанты. Переживать за всех клиентов не хватило бы сил. Консультант один, а клиентов очень много. Лавина эмоций склоняет этих людей к циничности.
Если бы врач волновался за каждого пациента, размышлял, каким тот является человеком, есть ли семья у него, проявил бы сочувствие, перенял долю страха пациента и его боли, от него не оставалось бы ничего за день.
Циничное отношение к чужим проблемам, боли, чувствам не только развивается вследствие профессиональной деформации личности. Если индивид не способен выдержать горе, с которым столкнулся, либо ему не хватает душевных ресурсов, он становится циником. Часто людей пугают очень сильные чувства, с которыми приходится сталкиваться.
Некоторые люди специально размышляют, как стать циником, чтобы таким образом избавить себя от угрызений совести, чувства вины, или сильных отрицательных переживаний.
Некоторым интересно узнать, как стать циником, потому что они считают, что таким быть модно.
Какими бы ни были причины интереса, как стать циником, им можно стать, следуя определенным советам.
Необходимо быть собой, как есть, напрямую. Нужно вести себя, как хочется, независимо от мнения остальных. На замечания и критику не реагировать, принимать всё за пустой звук, поскольку вы уверенны в своем превосходстве. Никогда ни под кого нельзя подстраиваться, следует ставить свои потребности выше нужд других людей, а также подавлять в себе такие качества, как доброжелательность, сострадание, отзывчивость.
[3]
Всегда быть прямолинейным, не подбирать выражений. Использовать слабости других в корыстных целях, нажимая на больные места. Жить, не отказывая себе ничем, и думать о собственном удовольствии.
Циника тяжело отнести к пессимисту, или оптимисту, он нейтрален, поэтому действует по настроению. Циник является нежелательным членом общества, поэтому следует подумать, стоит ли им становиться.
Примеры цинизма
Определение цинизма можно дать следующее – это пренебрежительное отношение к общепринятой культуре на определенной территории или конкретной общности, к духовным и нравственным ценностям социума либо отдельного индивида. Проще говоря, цинизм в жизни является демонстративным проявлением неуважительного отношения одного субъекта к другому либо социальному окружению. То есть, цинизм можно назвать нравственным вандализмом.
Можно привести следующие примеры цинизма в литературе. Всем известно высказывание, что деньги не пахнут, которое предполагает допущение – цель оправдывает используемые средства для ее достижения.
Первоначальное, выражение по поводу отсутствия запаха у денежных средств было использовано императором Веспасианом в отношении недовольства своего сына налогообложением общественных отхожих мест.
Высказывание «деньги не пахнут» подразумевает под собой несущественность путей, при помощи которых добываются денежные средства. Главное результат, а способы их добывания быть любые.
Другими словами, когда индивид произносит фразу, что деньги не пахнут, он признает и осознанно оправдывает аморальность и даже незаконность используемых методов для достижения конечного результата или цели. Это и есть проявления цинизма.
Для циничного индивида не существует порядочных личностей априори. Циник отрицает наличие порядочных субъектов не вследствие того, что их не существует, а потому, что она сам является циником.
Классическим примером цинизма можно считать надпись на входных воротах, концентрационного лагеря, созданного фашистами, «Освенцим» – «Каждому – свое», поскольку данный лагерь предназначался для уничтожения людей определенной национальной принадлежности.
Наиболее яркие примеры цинизма в литературе – это, в первый черед, всем известный из детства персонаж Карлсон, все поведение которого было пропитано эгоизмом и цинизмом в отношение искренне привязавшегося к нему Малыша.
Следующим не менее известным литературным героем является Остап Бендер, все действия которого просто пропитаны желанием получения личной выгоды. Трагедия его жизни заключалась именно в непомерном цинизме. Ведь по описанию Остап довольно симпатичная личность.
Он предусмотрителен и прозорлив, энергичен, сообразителен, обладает интуицией. Если бы Остапу хватило жизненной мудрости направить свои достоинства в нужное русло, он смог бы сделать отличную карьеру.
Однако вследствие непомерно циничного отношения к окружающим он предпочел скитаться, перебиваясь мелкими аферами и редкими заработками, в ожидании большого куша от судьбы. Его жизненное кредо заключается в одной фразе: «Побольше цинизма, ведь людям это нравится».
Еще одним известным литературным героем-циником был Евгений Базаров, отягощенный больным самолюбием и пристрастием к нигилизму, который порой доходил до откровенной глупости.
Его цинизм имел две стороны, по мнению автора: цинизм чувств и мыслей и цинизм высказываний и манер. Независимость и развязность этого герой порой даже претит.
Его цинизм – это откровенное пренебрежение людьми, высокомерие, за которым таится одиночество и чувство ненужности.
Цинизм значение слова
Слово цинизм изначально произошло от древнегреческого учения «киников», которые стремились к освобождению от условностей, естественности. Кроме того, они считали добродетелью презрение к ограничениям и условностям, предельное упрощение существования и быта.
Наряду с этим киники стремились крайне ограничить собственные потребности, поскольку склонны следовать собственной природе.
Освобождение от условностей и ограничений у киников заключалось в отчужденности от социума (семьи, государства), избавление от религиозных догмат и культурных норм, вплоть до отношения к невоспитанности, необразованности и безграмотности как благам. Вместе с тем киники почитали как благо верность и благодарность.
Этические нормы киников требовали «отваживания от зла», другими словами разрыва с устоявшимися морально-нравственными нормами. Приверженцами философии киников были Кратет, Диоген Синопский. Они проповедовали пренебрежение к общепринятым морально-этическим догмам и ценностям. Сторонники описываемого ученья считали устоявшиеся морально-культурные нормы и ценности не целесообразными.
Цинизм значение его в наше время подразумевает поведение, выражающееся в презрительном, пренебрежительном, нередко наглом и бесстыдном отношении к чему-либо (например, нормам общепринятой морали).
Слово цинизм также означает нигилистическое отношение к культуре, религиозным догматам и этическим нормам.
Циничное поведение выражается открытой демонстрацией индивидом пренебрежительного отношения к устоявшимися правилам морали с целью достижения намеченных перед собой задач. Личность, исповедующую подобное поведение именуют циничной или называют «циником».
Для циничной личности главным является достижение ее персональных целей. Такая личность не остановиться практически не перед чем для получения желаемого.
Цинизм в жизни считается деструктивной формой поведенческой модели, одновременно с этим – это личностная позиция, базирующаяся на умышленном демонстративном презрении нравственных постулатов и норм поведения, устоявшихся в социуме.
Считается, что цинизм представляет собой либо порождение отчаяния, либо следствие безнаказанности.
Проявляя себя через разочарованность, душевную боль и неудовлетворенность, цинизм зачастую является механизмом защиты, охраняющим ранимую и чувствительную личность от грубости внешнего мира и несовершенства социума.
В очередной раз ощущая душевную боль и переживая личный кризис вследствие утраченных иллюзорных идеалов, индивид, не имеющий под ногами иного фундамента, принимает решение полностью отречься от чувств, приносящих боль.
Вызывающие поступки циничных субъектов направлены, в большинстве своем, не против нравственных догм как таковых, а против шаблонности и конформизма.
Вандализм и бесчинство циников является своеобразным протестом против навязываемых им стандартов, стремлением выразить собственную индивидуальность.
В ряде случаев за хулиганскими деяниями стоит эгоизм, чрезмерная гордыня и вседозволенность, которые являются огрехами воспитания.
В некоторых случаях можно дать положительное определение цинизма. Например, когда произошло крайне неприятное событие для личности, на которое она повлиять не в состоянии, также при отсутствии возможности контролировать это событие.
Чтобы избежать расстройств, а также для сбережения внутренней целостности в этом случае описанный способ поведенческого реагирования может быть применен вполне оправданно, если подобное поведение не затронет интересов других индивидов.
В любом случае, цинизм в жизни считается пассивным способом решения проблемных ситуаций, который брать за привычку не рекомендуется по причине его не эффективности. Чтобы искоренить холодный цинизм в личности, необходимо культивировать в этой личности человечность, гуманность, сострадание к окружению.
Цинизм побеждается признанием духовных приоритетов более значимыми, нежели себялюбивые цели индивида.
Циники. кто они и откуда?
В данной статье автор рассматривает причины циничного поведения у подростков. По мнению автора, проявление цинизма является следствием негативного влияния основных институтов социализации. На основе этого фактора автор классифицирует типы подросткового цинизма.
Ключевые слова: цинизм, социализация, социальные институты.
В современном обществе все чаще в адрес школьников и подростков можно услышать «циничные, черствые, аморальные дети растут». А кто они — дети-циники и как ими становятся? Чтобы понять мотивы детского цинизма автор проводил исследование в течение трех лет.
Цинизм — (гр. — безверие) — отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в наглости, грубой откровенности, презрительном высокомерном отношении к культуре и общепринятым основам и нормам жизнедеятельности и поведения [1].
Впервые зачатки цинизма, как качества личности, проявляются в подростковом и юношеском возрасте (приблизительно с 11 до 22 лет) в виде негативизма, который, в свою очередь, является предпосылкой к цинизму. Предпосылки к отсутствию или развитию цинизма, по мнению автора, у всех одинаковые. Все зависит от окружающих человека условий: людей, событий, от влияния на человека извне.
Цинизм выступает в этом случае как защитная реакция подростка на окружающие его негативные условия. Несмотря на то, что подростковый цинизм является важной проблемой современности, он остается малоизученным качеством личности. Единственной крупной работой в этой области является «Исследование циничности — нравственно — этического компонента личности» П. Н.
Устина, в которой автор рассматривал цинизм у молодых людей. Поэтому мы можем сказать, что исследование подросткового цинизма и поиск причин его возникновения является новым и неизученным этапом в психологии.
Научная новизна состоит в выявлении взаимосвязи типов цинизма с институтами социализации и в составлении классификации типов цинизма в зависимости от социального института, оказывающего негативное влияние на подростка.
Изучение цинизма, как яркого и кричащего проявления в личности детей современности особо актуально в наши дни.
Ведь если бы общество вовремя смогло увидеть проблемы таких детей, то появилась бы возможность избежать падения уровня нравственности среди подростков.
Возможно, что мы стали бы меньше видеть в СМИ душераздирающие картины циничного избиения подростками своих сверстников и издевательств над пожилыми людьми и животными.
История цинизма начинается с Древней Греции, а именно с философской школы кинизма. Основателем кинизма стал ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем Диоген Синопский. Киники видели своим учителем Сократа, но они не смогли по- настоящему продолжить его дело.
За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа: присущее ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Так Диоген, согласно легенде, жил в глиняной бочке, обходился малым, вел себя вызывающе, чем не раз выставлял себя на посмешище.
Греки даже воздвигли ему памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал им наипростейший путь к жизни» [4]. У киников сформировались пренебрежительные взгляды на общепринятые нравственные нормы и ценности, запреты и правила приличия (одежду, религию, гражданские святыни и др.), не имевшие, по их мнению, целесообразности.
Они стремились к естественности, к избавлению от условностей: отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Латиняне же, в свою очередь, стали напрямую называть киников циниками и слово «циник» постепенно приобрело негативное значение.
Теперь цинизм не приветствовался и «не имел оправданий» [4]. Одними из первых вопрос цинизма был освещен в трудах таких известных философов, как Бертран Рассел, Петер Слотердайк, В. А. Канке, С.Н. и Е. В. Мареевых. В. А. Канке в своих статьях уравнивает учение Антисфена и само понятие «цинизма»: «Кинизм (цинизм). Киники — «злые собаки» [4, стр. 37].
Таким образом, кинизм со временем перерастает в пренебрежение ко всякой культуре и всем обычаям и именуется как «цинизм». В свою очередь, религия определяет цинизм как неверие, об этом сообщает Архимандрит Тихон (Шевкунов) в одном из своих интервью [2]. Проблему цинизма поднимал священник-психолог Б. В. Ничипоров в книге «Введение в Христианскую психологию» [7].
«Скепсис, витальная тоска, цинизм и отчаяние — это ступени нравственного ниспадения эмоционально-волевого и духовного строя личности» [7]. «Цинизм убивает универсальное святое чувство, которым можно описать все лучшее, что есть в наших детях по естеству, т. е. что дано от рождения. Это — благоговение. Но этого мало. Матерщина не просто лжет на святые чувства, она их оскверняет.
А ребенок — ведь он прост и, как правило, вынужден становиться конформным. А затем он и сам интериоризует эти ложные поименования, т. е. сам начинает лгать на себя, на свой внутренний мир. И этим убивает, выжигает святыню души. Все же это приводит к совершенно особому, внутриличностному феномену — бессловестности души» [7].
В последнее время активным изучением цинизма, как разрушающего качества личности, занялась и психология, так как за его основу все чаще стали брать этические феномены. Исследования отечественных психологов (К. А. Бульхановой, Л. И. Божович, Б. С. Братуся, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Щадрикова и др.