Первичные представления и понятия
Добрый день, уважаемые читатели! Этот текст призван быть первым пособием для тех, кто начал обучение психодраме. Я надеюсь, что вы уже видели психодраму своими глазами, так как ее сложно понять, не увидев и не опробовав на себе. Но все-таки, мне кажется полезным начать с кратких определений основных терминов, для тех, кто пока не слишком сильно погружен в метод.
Психодраматический метод и психодраматическая работаПервая терминологическая тонкость связана с самим словом «психодрама». Так получилось, что этим словом обозначаются два разных понятия — психодраматический метод и психодраматическая работа.
Психодраматический метод — это метод групповой и индивидуальной психотерапии, использующий элементы игры в психотерапевтических целях. То есть для решения терапевтических задач клиенту предлагается представить себя в некоторой воображаемой ситуации, обозначенной в пространстве кабинета, и начать в ней действовать.
Терапевтические эффекты при этом достигаются не за счёт разговора с терапевтом, а в первую очередь за счет реального действия в предлагаемых (игровых) обстоятельствах. Этот принцип действия оказался настолько продуктивным в терапии, что кроме психодрамы появились и другие методы, использующие его.
Психодраматисты обозначают их общим названием методы действия. Изначально психодрама была методом групповой психотерапии, но позже выяснилось, что приемы, основанные на принципе действия, можно применять в индивидуальной работе не менее эффективно.
Психодраматический метод, как и положено любому большому методу, имеет свою теорию и практику. В нем есть раздел, посвященный ведению психодраматических групп, и есть раздел, посвященный проведению психодраматических работ. Психодраматическая работа — это особый процесс, когда один из участников группы заявляет желание поработать над своей проблемой, а ведущий и другие участники в отведенное на это время помогают ему в решении его сложности разными психодраматическими средствами.
Психодраматические работы участников группы — это центральное действие, происходящее в психодраматических группах. Психодраматическую работу называют так же просто работой, ее же называют драматизацией, ее же драмой, ее же психодраматическим действием или просто действием, и ее же называют психодрамой в узком смысле.
Функциональные роли в группеВедущего психодраматической группы и психодраматических работ называют директором психодрамы. Участника группы, который работает над своей проблемой, на время этой работы называют протагонистом.
Участники группы, которые играют роли в работе протагониста, называются акзилари или «дополнительные я», но зачастую их не слишком правильно называют просто актерами. А все оставшиеся участники группы становятся зрителями.
Психодраматическая работа для протагониста происходит в части пространства комнаты, называемом психодраматической сценой или просто сценой.
Чуть более сложная судьба у слова дубль. В России прижилась традиция называть дублем акзилари, который играет роль самого протагониста. При этом в других психодраматических традициях дублем называют особую функциональную роль, на которую выбран один из участников группы.
Дублю в этом смысле необходимо всегда быть рядом с протагонистом, вчувствоваться в его переживания, поддерживать своим присутствием и дублировать. Дублирование — это особый способ предлагать протагонисту варианты слов и действий, и о нем подробно будет рассказано отдельно.
Этапы работы психодраматической группыРаботу в психодраматической группе обычно организуют по классической структуре, состоящей из трех этапов: разогрев, действие, шеринг. Разогрев — это разные простые действия, которые настраивают группу на предстоящие психодраматические работы.
Действие — это чаще всего одна психодраматическая работа. Шеринг — это групповой процесс, во время которого бывшие зрители и акзилари могут поделиться своими переживаниями, возникшими в течение психодраматической работы. В учебных группах еще бывает четвертый этап: процессинг или процесс-анализ, когда в группе анализируется все ранее происходившее с учебными целями.
Краткое резюмеИ еще раз перечислю основные слова.
Психодраматическая работа, просто работа, психодраматическое действие, просто действие, психодрама — это разные названия для психотерапевтической психодраматической работы, проводимой для одного участника.
Когда происходит психодраматическая работа для одного участника группы, этого участника называют протагонистом, ведущего — директором, играющих роли — акзилари («дополнительные я»), а оставшихся — зрителями.
Этапы работы психодраматической группы: 1) разогрев, 2) действие, 3) шеринг и 4) процесс-анализ (только в учебных группах).
И напоследок. Для чтения этого текста вам понадобится понимать два сокращения, которые я традиционно использую для записи реплик:
Всё! Погнали!
2.1. Примеры реализации идеи феноменологии в психодраме
Принципы создания и игры ролей
Можно сказать, что психодраматическая сцена создается из ролей, действующих в ней. Каждая роль появляется на сцене через обязательную процедуру — она должна быть показана самим протагонистом. Это гарантирует, что на сцене будет отражен именно субъективный мир протагониста, а не то, как его представляют другие люди.
Причем для психодрамы принципиально важно, чтобы протагонист именно показал (а не рассказал), как надо играть роли. А чтобы протагонист мог показать, как играть роль, директору нужно помочь ему в эту роль войти, что делается с помощью специальной процедуры и очередной базовой психодраматической техники —
введения в роль
По этой же причине задача всех акзилари — играть роль строго именно так, как ее показал протагонист. Если акзилари станут играть роли так, как они сами «это чувствуют» — то происходящее на сцене рискует перестать быть субъективным миром протагониста и для многих психодраматистов этот процесс уже не будет психодрамой.
Взаимодействие с протагонистом через дублированиеФеноменологическая направленность психодрамы отчетливо проявляется в повсеместном использовании еще одной базовой техники — дублирования.
Дублирование — это особый способ взаимодействия с протагонистом, который опирается на вчувствование и идентификацию. Если директор идентифицируется с протагонистом, вчувствуется в него, становится его «копией», его «двойником» — у него появляются шансы почувствовать то, что чувствует протагонист.
И если директор произнесет вслух от первого лица («Я чувствую…») то, что чувствует протагонист, но пока не может сам назвать словами — то такая реплика директора будет дублированием. Дублирование всегда произносится от первого лица, чтобы протагонисту было проще примериться к этой реплике как к своей и согласиться или отказаться от нее.
Сейчас, кстати, удобный момент объяснить, почему у дублирования такое название. Дублирование — это реплика, рожденная и сказанная из идентификации с протагонистом; рожденная из ощущения «копии протагониста» и произнесенная от имени такой «копии». Дублирование произошло от «doubling»: «double» — копия, а «ing» — окончание, обозначающее действие.
Психодраматическое дублирование логично дополняет процесс вчувствования, а вчувствование — это способ увидеть субъективный мир протагониста его глазами. Работа с опорой на вчувствование и дублирование помогает директору меньше привносить в работу своих идей, а больше помогать протагонисту разворачивать его внутренний мир.
Сейчас я привел лишь самую-самую первичную информацию о дублировании. Эта техника очень богата и будет описана в отдельно.
Техника зеркалаВ классической психодраме в списке базовых техник всегда перечисляется техника зеркала. В России техника зеркала не очень прижилась в своей исходной функции, но это тема для отдельного разговора.
Техника зеркала реализует идею, что только сам протагонист должен менять свой внутренний мир, а не директор или группа. Техника зеркала выполняется так: когда действие протагониста заходит в тупик, он выходит из сцены и акзилари показывают ему его сцену как можно ближе к оригиналу.
Обращение с психодраматической сценой как с субъективным миром протагонистаВ психодраме принято подчеркнуто уважительно относиться к психодраматическому пространству, созданному протагонистом. Поэтому, например, считается правильным, чтобы психодраматическую сцену строил и разбирал сам протагонист, т. к. только он имеет право распоряжаться на своей сцене.
Методики психодрамы
При проведении психодрамы используются следующие типичные методики:
1. Представление самого себя (самопрезентация).
2. Монолог.
3. Дублирование (множественное дублирование).
4. Обмен ролями.
5. «Пустой» стул и «высокий» стул.
6. «Зеркало».
7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций.
8. «За спиной».
9. Идеальный другой.
10. Волшебный магазин.
1. Представление самого себя (самопрезентация).Это одна из самых простых техник. Она состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В этих действиях протагонист является единственным участником и представление получается абсолютно субъективным.
2. Монолог.Эта техника выглядит как комментирование своих действий в середине сцены, перед ее началом или в конце. Монолог представляет собой реплику, высказывание человека — автора проблемы. В нем он выражает суть проблемы, высказывает свои мысли и чувства. Представляемый актером персонаж обращается не к другим действующим лицам, а к самому себе. Это полезный прием позволяет протагонисту взглянуть на свои эмоции как бы со стороны и таким образом проанализировать свои реакции на текущую ситуацию. Монолог особенно эффективен при выявлении расхождений между скрываемыми и показными чувствами и мыслями. Этот прием предоставляет аудитории информацию о скрытых мыслях протагониста и тенденциях их дальнейшего развития.
Протагонист представляется «здесь и сейчас». Например, клиент разыгрывает сцену возвращения домой с работы. Он идет от станции метро к своему дому. В реальной жизни он обычно не вербализует свои мысли, будучи наедине с самим собой, но думает он о себе. Режиссер предлагает ему воспользоваться техникой монолога: говорить вслух во время ходьбы все, что он думает и чувствует в момент «здесь и сейчас». Клиент долго ходит по сцене, покачивая головой, постепенно настраиваясь на ситуацию, которая изо дня в день повторяется в жизни. Лицо его хмурится, голова уходит в плечи, безвольно свешивается на грудь, он в унынии. Тихим голосом, почти шепотом он начинает говорить: «Мне надоела моя жизнь. Правда, у меня хорошая работа, но если бы кто-нибудь мог знать, как мне не хочется по вечерам возвращаться домой. Я заранее знаю, что меня там ждет: моя мать, с ее жалобами на бесконечные боли, которые не может вылечить ни один врач, и моя сестра — угрюмая, несчастная старая дева, вынужденная посвятить свою жизнь матери и испытывающая от этого обиду и негодование. Она чувствует, что жизнь проходит мимо нее, но у нее не хватает мужества сделать какую-нибудь попытку изменить положение вещей, начать новую жизнь. И я — точная копия моей сестры: злящийся на них обеих за то, что вынужден содержать их».
3. Дублирование (множественное дублирование).Дублирование в психодраме осуществляется двойником, который берет на себя роль автора проблемы, дополняя ее и подчеркивая те или иные моменты в психологии и поведении автора. Двойник может выступать в роли «внутреннего голоса» автора. В таком случае он выражает и высказывает его скрытые мысли и чувства. Двойник может усиливать те или иные моменты поведения автора в проблемной ситуации, изображать их комически, действовать совершенно противоположным образом и т.д.
Двойник, или второе «Я», — участник, способный в любой момент заменить протагониста. Если протагонист не может развивать действие дальше, то двойник помогает ему. Иногда психодраматическое действие строится так, что двойник высказывает тайные чувства и помыслы протагониста, выполняя роль его внутреннего голоса. В некоторых группах участники поочередно вступают в действие, становясь то протагонистом, то двойником. Двойник принимает те же позы, так же себя ведет, помогая тем самым протагонисту исполнять свою роль. Пытаясь выдать скрытые мысли протагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным (бесцветным), ироничным, страстным, оппозиционером.
Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста.
Иронический двойник выполняет роль протагониста в ироническом, юмористическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы.
Страстный двойник усиливает чувства протагониста, делает их более яркими и понятными.
Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Двойник воспринимает действие протагониста одновременно и со стороны, и изнутри, это позволяет ему понять протагониста так, как не может никто другой из членов группы. Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные.
4. Обмен ролями.При обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-нибудь другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Цель обмена ролями состоит в том, чтобы человек, выступающий как вспомогательное «Я», лучше уяснил свою собственную роль, глядя на ее исполнение протагонистом. В других случаях этот прием используется для того, чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, взглянуть на мир с их точки зрения.
Эта методика позволяет, с одной стороны, понять затруднения протагониста, помочь ему более точно выразить свой замысел, а с другой — дает возможность вспомогательному «Я» показать свое понимание ситуации, выразить свое отношение к ней. Например, при разыгрывании сцены ссоры между супругами, где роль протагониста исполняет жена, а вспомогательного «Я» — муж, их просят поменяться ролями. В таком случае, психодраматическое действие может принять совсем другое направление: помочь разрешить конфликт или найти адекватную форму поведения в той или иной ситуации.
При этой технике клиент в межличностной ситуации принимает на себя роль другого ее участника. Таким образом, искажение восприятия другого во взаимодействии может быть обнаружено, понято и проработано в действии, в контексте данной группы.
Обмен ролями эффективно используется в работе с детьми младшего и среднего возраста как техника социализации и самоинтеграции. Дети охотно берут на себя роли родителей или взрослых и таким образом осваивают новый социальный опыт.
Для взрослых обмен ролями — наиболее эффективный и быстрый метод достижения инсайта через действие. Если мать заставить жить по ее собственным требованиям хотя бы несколько минут, в течение которых она меняется ролями со своим ребенком, то это может оказаться достаточным для того, чтобы произвести значительные изменения в ее поведении.
5.»Пустой» стул и «высокий» стул.При использовании техники «пустого» стула клиент может отреагировать через действие свои проблемы, воображая своего антагониста сидящим на пустом стуле на сцене. Клиент взаимодействует с этим фантомом и даже обменивается с ним ролями, и в роли фантома взаимодействует с воображаемым самим собой. Иными словами, клиент, с позиции отсутствующего индивида и его роли, взаимодействует с фантомным индивидом, условно принявшим роль самого клиента после того, как клиент и отсутствующий или фантомный индивид обменялись ролями.
При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими (он может встать на стул, чтобы быть выше всех на сцене). Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту силу или ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими врагами в психодраматическом действии или с другими людьми, важными для него, но которые обычно подавляют его в реальной жизни. Опыт «высокого» стула может помочь клиенту научиться более успешно справляться с угрожающей реальностью.
6. «Зеркало».Упражнение «Зеркало» по смыслу близко к упражнению «Обмен ролями». «Зеркало» позволяет протагонисту понять, как его воспринимают другие. Когда режиссер чувствует, что пора применить именно этот прием, он предлагает протагонисту отойти в сторону и понаблюдать затем, как его изображают вспомогательные «Я». Часто протагонисты бывают весьма удивлены тем, какое впечатление они производят. «Зеркало» позволяет им взглянуть со стороны на свои действия, а также обрести новый взгляд на свое собственное поведение.
Этот метод используется в группах, где основное внимание уделяется выработке умения вести себя в соответствии с ситуацией. «Зеркало» создает визуальную и вербальную обратную связь между протагонистом и его вспомогательными «Я», которые могут утрированно изображать привычки протагониста и показывать ему некоторые возможные альтернативы в его манере поведения. Техника «Зеркало», как и «Обмен ролями», используется для того, чтобы помочь клиенту понять, как видят его другие и как они склонны реагировать на него. Когда режиссер считает нужным применить эту технику, клиент отходит в сторону или садится вместе со зрителями и наблюдает за тем, как актер-вспомогательное «Я» исполняет его роль, т.е. изображает самого клиента и взаимодействует с другими вспомогательными «Я» в психодраматическом представлении ситуации клиента или его поведении так, как они сами видят это. Таким образом, клиент может увидеть какую-то часть себя такой, какой ее видят другие, или как другие понимают то, каким он видит самого себя. Иными словами, зеркальное изображение себя другим человеком позволяет увидеть самого себя в совершенно новом свете, что оказывается очень эффективным при работе с регрессивными или аутентичными клиентами.
7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций.Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем. Метод применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, возникновение которых можно предвидеть в будущем. Проигрывая эти ситуации заранее протагонист готовится к ним и вносит соответствующие коррективы в свое поведение.
8. «За спиной».Техника «За спиной» заключается в том, что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая тем самым ему возможность понять, как видят его другие.
9. Идеальный другой.Использование техники «идеальный другой» помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему возможность испытать отношение к себе, которого он так жаждет, но которое может и не быть возможным в реальной жизни. «Другой», изображаемый в психодраме, может являться одним из супругов, родителей, друзей, в то время как «идеальный другой» — это тот же самый, изображаемый вспомогательным «Я», который в психодраме становится тем идеальным образом этого человека, т.е. таким, каким его хотел бы видеть клиент в реальной жизни.
Эта техника часто описывалась теми, кто испытал ее на себе, как дающая очень ценный эмоциональный опыт.
10. Волшебный магазин.Одной из наиболее широко применяемых в психодраме разминок является игра под названием «Волшебный магазин». Эта техника помогает клиенту осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», которого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер.
Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются всякие чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т.д. Владелец магазина предлагает клиенту на выбор все, что он только может пожелать: богатство, успех, счастье, интеллект гения.
Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-нибудь товар. Например, кто-нибудь должен попросить «уважение». Режиссер, играющий роль хозяина лавки, уточняет: «Сколько нужно уважения», «От кого», «В связи с чем» и т.д.
В то же самое время владелец магазина требует в уплату от клиента что-нибудь из того, что пациенту тоже дорого, например здоровье, любовь, честь, независимость. Это ставит клиента перед дилеммой и обычно заставляет его немедленно обратиться внутрь самого себя, чтобы осознать, что он на самом деле ценит и чего хочет в жизни. Результатом взаимодействия клиента и продавца является либо принятие сделки, либо отказ от нее, либо, что случается очень часто, неспособность покупателя принять какое-то решение. Разработка этой темы приводит к тому, что добровольные покупатели начинают лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий. Кроме того, в процессе торга может быть найдена тема, подходящая для разыгрывания в психодраме. Но каким бы ни было окончательное решение клиента, важно то, что он в результате непременно узнает что-то новое о самом себе.
Выбор приемов определяется составом группы и готовностью ее членов к спонтанным действиям, направленным на достижение общегрупповой цели. Психодрама помогает человеку понять и реализовать себя, создавая для него условия, допускающие совершение ошибок без риска расплаты за них и получения негативного подкрепления. Однако в силу именно своей действенности психодрама требует высокой компетентности от режиссера.
Несомненным достоинством психодрамы является то, что в активную работу вовлекаются все члены группы, особенно те, кто выбран на роль вспомогательных «Я». Для психодрамы имеют значения такие аспекты групповой динамики, как групповые нормы, общегрупповые темы, борьба влияний.
Опытный режиссер выборочно применяет различные методики, управляет с их помощью развитием психодраматического действия, усиливая и углубляя катарсис и инсайт.
§
Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.
В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.
Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.
Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.
Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:
- добровольное согласие на получение такой помощи;
- доверие клиента к психологу;
- активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;
- право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;
- право клиента самому решать вопросы в своей жизни.
Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества. Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.
Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:
.когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера;
.когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна;
.когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем;
.когда у клиента выявлена сильная тревожность;
.когда выявлена сильная заторможенность;
.при неуверенности в себе;
.при необоснованных страхах;
.при проблемах недостаточного осознания самого себя;
.при утрате смысла и цели жизни.
Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.
Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв.
В силу других причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать другим участникам группы. И, наконец, он может не понимать, что от него требуется или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя других и выводя их из равновесия. Иногда клиент хочет и ему действительно необходимо работать в группе, но фактически внутренне он сопротивляется этому. Тогда психолог может постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.
Есть клиенты, которые в обычных психокоррекционных ситуациях ведут себя вполне нормально, но теряют контроль над собой, когда чувствуют сильное психологическое воздействие. В этом случае сильно действующую психологическую процедуру необходимо сначала опробовать на клиенте в индивидуальном порядке, а затем уже включать его в группу.
Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Наличие таких проблем может установить профессиональный психолог или осознать сам клиент. Иногда человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Иногда напротив, кажется, что проблемы нет, хотя на самом деле она существует.
Психокоррекция мало чем может помочь людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьезными заболеваниями органического характера. Для таких людей необходима помощь психотерапевтов или психиатров.
Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия
1. Убеждение. В основном применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.
Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним.
Психолог подробно разъясняет клиенту что, как и почему он делает, а также — если в этом есть необходимость — объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков. Убеждение как метод психологического воздействия обычно применяется по отношению к маловнушаемым людям. Что же касается сильно внушаемых, то для них наилучший способ воздействия — внушение.
Если клиент обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно использовать убеждение и внушение в комплексе.
Используя метод убеждения, психолог пользуется следующими приемами:
1. Выясняет собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства.
2. Исходит из того, что в понимании своей проблемы клиент прав. Обсуждаются с ним различные точки зрения на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Клиент, доверяющий психологу, как правило, соглашается на это и выражает готовность признать правоту психолога.
3. Предлагает клиенту самостоятельно принять решение о том, каким рекомендациям следовать и каким — не следовать. Прежде чем предоставить клиенту такую возможность, необходимо договориться с ним о том, что он и психолог находятся друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.
4. Делит проблему, обсуждаемую с клиентом, на ряд частных вопросов и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника «психологического поглаживания». Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает «да», потом несколько вопросов, на которые клиент отвечает «может быть», и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент первоначально готов был ответить «нет», но под воздействием ответов «да» и «может быть» он уже готов ответить не столь категорично.
2. Внушение.«Это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены. Наилучшим условием для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее образование и профессионально владеющие техникой.
Особое место среди методов индивидуального воздействия занимает психологическое консультирование.Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации.
Психологическое консультирование чаще всего рассматривают как специальную область деятельности практического психолога. Существуют особые правила и техника ведения психологического консультирования.