Феминизм в обществе: что можно делать?
В Америке часто говорят: «vote with your dollar» – голосуй деньгами, или если менее буквально, то поддерживай деньгами только тех, в кого веришь и то, что совпадает с твоими этическими установками.
Сквозь призму феминизма наши повседневные действия могут выглядеть так:
- Всегда уважать, поддерживать и ставить в приоритет других женщин. Нам нужно отдавать предпочтение услугам специалисток, покупать товары у женщин, искать малые бизнесы с владелицами, которым нужна валидация и помощь в развитии.
- Если вы занимаете руководящие позиции или у вас свой бизнес, не бойтесь нанимать больше женщин, высказывайтесь за то, чтобы женщинам давали повышения в зарплате или по карьерной лестнице. На рабочих встречах слушайте мнения других сотрудниц, поддерживайте их идеи, и ни в коем случае не позволяйте мужчинам их перебивать
- Повышайте амплитуду женского контента в медиапространстве, но избегайте мудроженственных советчиц, экспертов женской энергии, хранилиц очага и прочего
- Откажитесь от установок: «с мужчинами дружить лучше, все женщины сучки» (если они у вас ещё есть). Нельзя ожидать, что мужчины и общество в целом сменят свой дискурс, пока мы сами друг о друге так говорим и видим в других женщинах врагов и конкуренток. Мы все в одном котле, мы сами за себя, и группироваться надо против системы, а не друг друга.
И вот что сделал петр i:
- в 1702 г. отменил обязательные рядные записи (юридически значимый список приданого, без которого нельзя было выйти замуж);
- в 1715 г. установил обязательную смертную казнь за убийство жены. Запретил продавать, самовольно ссылать и клеймить жен;
- в 1702 и 1724 гг. запретил насильственную выдачу замуж;
- ввел обязательный интервал между помолвкой и браком (не менее 6 недель) таким образом, молодые знакомились перед совместной жизнью. Это же положило начало тому, что стали появляться браки по любви;
- ввел обязательное образование для девочек;
Можно сказать, что своими реформами Петр I положил начало развитию феминизма как философии. Феминизм как движение стал складываться в России в 1850-х годах.
У его истоков стояли жительницы больших городов, принадлежащие, как правило, к высшим слоям общества. Они требовали обеспечить женщинам возможность получения высшего образования и доступ к профессиональной занятости. Общество также реагировало на происходящие изменения: появляется ряд публикаций с призывом о необходимости наделить женщин правами.
Тем не менее, требовать политического равноправия женщины 19-го века все еще не могли, так как в то время большая часть населения страны была политически бесправной. Поэтому первый митинг с требованием политических прав состоялся только в революционном 1905 г.
20-й век в России связан с расцветом двух феминистских течений – марксистского и либерального. Марксистки требовали наделения женщин такими же правами, какими обладают мужчины, либералки в свою очередь сосредоточились на просвещении, благотворительности и социальной помощи.
Российское женское движение оказалось довольно успешным – в конституции 1918 года женщины были признаны равноправными с мужчинами на юридическом уровне. Они фактически первыми в мире добились получения избирательного права, декриминализации абортов и возможности сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.
Однако впоследствии ранняя советская эпоха значительно исказила эти достижения. Формально женское население обладало правами, которыми их наделили, но все еще доминирующие патриархальные устои сильно ограничивали присутствие женщин в публичной среде.
На данный момент важнейшей миссией феминистских движений в России является борьба с насилием, торговлей женщинами и решение других социальных проблем.
«за» феминизм
Вернемся к истории, а именно истории литературы. К примеру, произведение «Гордость и Предубеждение» Джейн Остин. В романе все события крутятся вокруг мисс Элизабет Беннет, которая является одной из пяти дочерей семьи Беннет. В нем прекрасно отражается отношение к женскому полу, его воспитанию.
Не спорно, все девушки получали образование, но основной их целью являлась женитьба, конечно. Миссис Беннет изо всех сил старалась выдать дочерей замуж, да поудачнее за жениха, имеющего огромное состояние. В другом романе писательницы Маргарет Митчелл-«Унесенные ветром», главная героиня-свободолюбивая ирландка Скарлетт выражается следующими словами:
«Ну почему, чтобы заполучить мужа, нужно строить из себя дуру?» или же фраза с более резкой позицией:»Люди будут кудахтать и мотать головами чтобы я ни делала. Так что я буду делать что хочу, и так, как хочу!». Хочу теперь отметить что общество, описанное в романе ненавидело Скарлетт, бросалось в нее оскорблениями и критиковало ее поведение. Думаю, что поведение Скарлетт несет в себе некий феминистический характер, что и подвергло ее репутацию к такому исходу.
Возьмем историю нашего мира. В средневековых странах Европы, девушек практически не обучали, считая, что мужчины-единственная особь, способная на разумное и логическое мышление. Любую женщину, пытавшейся доказать обратное, сжигали на костре с криками «Ведьма!».
Еще один исторический пример-Жанна д’Арк. Казалось бы, героиня Франции, командир в знаменитой Столетней войне. Когда Жанна попала в плен к бургундцам, король Карл не сделал ровным счетом ничего и в концовке Жанна-героиня Франции была осуждена и тоже сожжена на костре, обвиняемая в ереси.
Какие выводы и плюсы мы можем выявить, опираясь на вышеприведенные примеры?
- Феминизм рушит стереотипы и установленные обществом рамки. «Без прошлого нет будущего», -существует такое высказвания, но все мы можем смело ответить на него:»Без новшеств нет прогресса».
- Феминизм дает женщинам возможность на развитие. В современном мире женщина может быть и директором крупной фирмы, и даже политиком. Например, в Финляндии премьер-министром является женщина-Санна Марин, министр внутренних дел и министр финансов также являются женщинами.
- Феминизм дает женщинам право на голос. Все вы хоть раз в своей жизни наверняка слышали грубую фразу:»Молчать, женщина!». Сейчас в основном ее используют в шутливой форме, но когда-то такие слова могли быть сказаны на полном серьезе и женщина должна была повиноваться
4.Феминизм обеспечивает защиту женщинам.18 декабря 1979 года была принята Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CDEAW). Данный факт не может не радовать, однако до сих пор в некоторых семьях существует противоречие закону, с чем феминизм и борется.
Безопасность
• Домашнее насилие: в России декриминализированы побои в семье. Это значит, что домашний агрессор может отделаться несколькими штрафами прежде чем понесет реальное наказание. Также отсутствует закон о домашнем насилии и охранный ордер — документ, не позволяющий агрессору приближаться к потерпевшей по решению суда.
По данным правозащитного центра «Анна», от 80 до 90 процентов пострадавших от домашнего насилия — женщины, и примерно каждая пятая женщина в России страдает от насилия в семье.
• Сексуальное насилие: из-за отсутствия в нашей стране культуры согласия на секс, а также распространенной общественной установки «сама виновата» и снятия таким образом ответственности с насильников лишь 15 процентов женщин заявляют о совершенном в их отношении преступлении. В большинстве случаев насильником оказывается знакомый или родственник жертвы.
По разным данным, каждая четвертая или третья женщина пережила насилие или попытку насилия. Почти каждая проходит через обвинения в том, что она сама «спровоцировала» это.
•Домогательства и преследования: в России во многих крупных учреждениях и фирмах до сих пор нет корпоративного кодекса, в котором было бы прописано, что такое харассмент и что делать в случае, если тебя, например, домогается начальник. Такие инструкции существуют во всех крупных мировых корпорациях и являются залогом регулирования подобных ситуаций.
Сталкингу и домогательствам женщины подвергаются гораздо чаще, чем сексуальному насилию, эта проблема повсеместна и завязана на восприятии обществом женщины как добычи, трофея или объекта.
• Насильственные обычаи некоторых культур: так называемое «женское обрезание», кража невест, убийства чести. Живущие в России женщины (преимущественно на Северном Кавказе) все еще не имеют базовых прав на безопасность и неприкосновенность.
Ежегодно около 1,2 тысячи жительниц Чечни, Ингушетии и Дагестана в возрасте до трех лет становятся жертвами калечащих операций по удалению клитора, которые проводятся, чтобы они не могли испытывать оргазм, и позиционируются как профилактика измен; женщин крадут против их воли, и семьи не принимают «украденных» обратно (если ты вернулась, то «использованная и грязная»); все еще существуют убийства чести — убийства девушек ближайшими родственниками за «неподобающий» вид, за сплетни соседей о сексуальной жизни и ориентации, и, только по известным данным, жертвами таких преступлений в Дагестане, Ингушетии и Чечне стали 39 россиянок.
Феминистки этих и других регионов помогают жертвам насилия переезжать, создают убежища, ищут адвокатов и врачей.
Благополучие
• Феномен «стеклянного потолка»: невидимые ограничения как в коммерческих компаниях, так и в органах власти, которые мешают достичь управленческих должностей.
В России женщины мало представлены в аппаратах власти и многих других привилегированных сферах труда. Согласно исследованиям, женщины куда реже занимают руководящие посты не из-за «природных» отличий от мужчин, а из-за социальных установок: принято считать, что женщина справляется с руководством хуже мужчины, что женщина обязательно уйдет в декрет, что для женщины семья важнее работы, что политика — это не женское дело и так далее. Это приводит к следующим двум пунктам.
• Разрыв заработной платы между мужчинами и женщинами: в России зарплата мужчин выше зарплаты женщин на 30 процентов.
Это связано со «стеклянным потолком» и «недопуском» женщин в более привилегированные сегменты рынка труда. Логика «сама виновата» не работает: большая часть работодателей-мужчин транслируют свои стереотипы на женщин-работниц при приеме на работу, назначении зарплаты и вопросе о продвижении по карьерной лестнице.
• Женская бедность: матери-одиночки — одни из самых бедных женщин в стране.
Неуплата алиментов со стороны отцов (по данным на конец 2021 года, россияне задолжали бывшим супругам более 100 миллиардов рублей на содержание несовершеннолетних детей), представления о том, что родительство — это не мужское дело, что отец — только «помощник» матери, а не родитель (есть даже термин «отстраненное отцовство») влияют на экономическое положение женщин, воспитывающих ребенка в одиночку.
• «Вторая смена»: когда после основной занятости (чаще всего — официальной оплачиваемой работы), большая часть неоплачиваемой домашней работы (готовка, уборка, стирка, планирование покупок, решение мелких бытовых задач), а также уход за детьми и пожилыми родственниками выполняется женщинами.
В 2021 году исследователи собрали данные по 217 странам: оказалось, что за всю жизнь у женщин накапливается 23 года «второй смены», от которой мужчины, в основном, избавлены.
• Запрещенный для женщин список профессий: в России существует запрет на 456 профессий для женщин (среди которых, например, ограничения на работу женщин в хлебопекарном производстве, на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, работу в качестве водителей большегрузных автомобилей и машинистов специальной техники).
Это абсолютный пережиток прошлого, который действует с 1974 года. От него отказались во всех развитых странах: женщины успешно работают во всех сферах, запрещенных у нас, и ООН неоднократно признавала документ, ущемляющим права женщин.
Экономически это сильно ограничивает женщин в регионах, где многие профессии из этого списка являются чуть ли не единственным источником заработка. Феминистки борются за отмену этого дискриминирующего закона.
Также в 2021 году секретным Приказом министра обороны был принят другой дискриминационный перечень — о запрете женщинам служить в армии по контракту стрелками, снайперами, саперами, танкистами, водителями и механиками. Из-за запрета на множество видов деятельности женщины не могут развиваться и исполнять свои карьерные мечты.
Европа
Русские любят судачить о западных карьеристках. Хотим показать вам реальность с другой стороны на примере Германии.
- В ФРГ не было советского закона о тунеядстве, запрещавшего жить «за счет чужого труда, за чужой счет». Наоборот, до 1977 женщин принимали на работу только с согласия отца или мужа.
- 6-месячный декретный отпуск был дарован лишь в 1979. Увы, он не оплачивался. К 1992 декрет растянули до привычных нам 3 лет и добавили пособие в 600 марок. Совсем недавно, в 2007, декретные (Elterngeld) достигли достойной отметки. В 2021 появилась гибкая модель Elterngeld Plus, позволяющая комбинировать пособие с неполной занятостью.
- В 2021 ввели право на место в детском саду для ребёнка от года. Увы, право и гарантия – разные вещи, да и сады часто работают до 14-16:00.
- С 2025 вступает закон о бесплатной продленке для каждого ученика начальной школы. Сейчас многие школы открыты до обеда
Квинтэссенция статистики такова, что еще ровесницы наших бабушек и мам в ФРГ были вынуждены выбирать между семьей и профессиональным развитием. Ситуация значительно изменилась лишь к 90-ым. В то время, как на территории бывшего СССР отменили закон о тунеядстве, и пришла мода на домохозяек, в Германии женщины, наконец, получили реальную возможность строить карьеру, не отказываясь от материнства.
Интерсекциональный феминизм
Интерсекциональный феминизм появился в США в результате борьбы представителей различных угнетенных социальных групп (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью, людей разных рас и национальностей) за свои права. Эта феминистская социологическая теория — теория интерсекциональности — была сформулирована в 1989 году Кимберли Креншоу, являющейся профессором юриспруденции.
Интерсекциональные феминистки говорят о том, что нет универсального женского опыта: есть женщины белые и не белые, богатые и бедные, старые и молодые, мигрантки и коренные жительницы, имеющие детей и чайлдфри, образованные и нет и так далее.
Интерсекциональный феминизм показывает, как разные виды идентичностей (и дискриминаций, связанных с ними) пересекаются на одном человеке и как это влияет на его опыт: например, женщина из Узбекистана в России подвергается дискриминации и как женщина (и это сексизм), и как представительница другой национальности (ксенофобия).
Многие интерсекциональные феминистки говорят о вреде и опасности проституции для женщин и не поддерживают идею ее легализации, но при этом считают важным учитывать в разговоре и тот небольшой, по разным статистикам, процент женщин (чаще всего это эскорт), для которых проституция может быть способом существования.
Представительницы в России: создательница блога nixelpixel Ника Водвуд, журналистка Белла Рапопорт, организация Российского феминистского объединения «ОНА», проект «Ребра Евы», паблик Check your privilege, секс-просветительница Татьяна Никонова (блог Nikonova.online), акция #тихийпикет.
История из жизни
Даниил – SMM –специалист
Мое отношение к феминитивам не может быть негативным по нескольким причинам:
- Во-первых, я профеминист. Поддерживаю идеи феминизма, не являясь членом движения. Членами движения, то бишь, феминистками, могут быть только женщины.
- Во-вторых, феминитивы придуманы женщинами и для женщин и мое никому ненужное негативное (да и положительное тоже) мужское мнение об этом, как минимум, нерелевантно.
- В-третьих, даже если отбросить мое отношение к феминизму, присутствие феминитивов в чьей-либо речи мне лично никак не мешает. Это не делает мою жизнь хуже или лучше.
- В-четвертых, я считаю, что любая прослойка общества имеет полное право заявлять о своих правах. То есть, если черный просит не называть его «негром», а женщина просит называть ее «шофёршей», то мне остается только уважать эту просьбу.
А вообще, это все абсолютно неважно, так как является всего лишь особенностью отдельно взятого языка. Да, в некотором роде засилье мужских вариантов названий профессий – это результат исконного патриархата.
Левый феминизм
Благодаря деятельности Александры Коллонтай, советской революционерки, полномочного посла СССР и первой женщины-дипломата, большой вклад в развитие марксистского феминизма в начале XX века внесла Россия. В его основе лежат работы Фридриха Энгельса и Карла Маркса.
Левый феминизм связывает это угнетение с институтами частной собственности, а борьбу за равноправие считает частью классовой борьбы. Если коротко: гендерное неравенство не сможет исчезнуть без исчезновения капитализма.
Также он ставит вопросы о контроле над женщинами за счет контроля над женской сексуальностью и женским телом, вопросы бесплатного домашнего женского труда, двойной нагрузки, проблемы детства и материнства, репродуктивного давления на женщин, а также условий и оплаты женского труда.
Представительницы в России: сообщество Soc-Fem, движение Left-Fem (акционистка и режиссер Леда Гарина, исследовательница и создательница книги «Женщина как тело» Мария Рахманинова, филолог и историк литературы Анна Нижник).
Либеральный феминизм
Либеральный феминизм — очень широкое направление, имеющее множество вариантов характеристик. Это связано с тем, что исторически либеральный феминизм связан с борьбой женщин XIX века за уравнивание прав и возможностей (суфражизмом) — то есть либеральный феминизм много работает с законодательством и пытается влиять на правовое поле государства. Основная задача либерального феминизма — реформирование законов таким образом, чтобы они предотвращали дискриминацию.
Либеральный феминизм не включает в себя, например, проблемы женского тела и сексуальности, его интересует скорее политика в узком смысле этого слова, также он мало работает с усложняющимися вариантами женской идентичности (достаточно часто либеральный феминизм критикуют за то, что он направлен на поддержку только белых гетеросексуальных женщин среднего класса).
Не весь, но достаточно часто, либеральный феминизм имеет другую позицию по вопросам проституции и порнографии, считая их добровольным выбором женщины на распоряжение своим телом. Также большинство его представительниц считают, что женщины равны мужчинам, но делают неправильные выборы в силу общественных, культурных и законодательных ограничений, и поэтому эти ограничения должны исчезнуть ради предоставления женщинам большей свободы выбора.
Сейчас мало кто из феминисток использует этот термин в отношении себя, хотя может заниматься правозащитной деятельностью (как Алена Попова и Мари Давтян). Важно, что либеральный феминизм и либерализм встроены не только в правовую систему, но и в рынок: отсюда мотивирующие рекламы про сильных женщин у мировых брендов, надписи girl power на футболках Monki и так далее.
Интересно, что противопоставление «радикальный» — «либеральный» связано не с политическими программами движений, а с ошибочным восприятием смысла характеристик: «радикальный» как «крайний», «доведенный до предела», а «либеральный» как «мягкий», «компромиссный».
Представительницы в России: в конце 90-х либеральной феминисткой считалась, например, писательница Мария Арбатова. Сегодня к либеральному феминизму я бы отнесла блогерок Залину Маршенкулову (Telegram-канал «Женская власть»)
, Анну Федорову (Telegram-канал «Росфемнадзор»), а также некоторых представительниц гендерной фракции партии «Яблоко», чья программа направлена на борьбу с дискриминацией женщин во власти и экономике.
Есть и другие виды современного российского феминизма, у каждого из которых свой признак: основная деятельность или сфера труда, способ говорить о феминизме, способ борьбы, инструменты борьбы, географическое расположение и так далее.
От отрицания до знания
Исследуя вопрос о том, как прививаются роли в обществе, французская писательница и идеолог феминистского движения Симона де Бовуар писала в книге «Второй пол», что «женщиной не рождаются, женщиной становятся». Перефразируя ее, можно сказать то же самое о феминизме: феминистками не рождаются.
Возможно, я не стала бы феминисткой, если бы мои безопасность, свобода и благосостояние не находились в зоне постоянного риска. Иначе не понадобилась бы и эта статья. Я могу долго перечислять: «однажды меня изнасиловали», «однажды до меня домогались», «однажды мне отказали в работе, потому что я женщина», но, если коротко, — меня не устраивали привычные ответы на вопросы о том, почему реальность такая: «сама виновата» и «такова жизнь».
Я провела несколько опросов разных социальных групп: подростков от 13 до 18 лет, студентов от 18 до 23 лет, взрослых из разных регионов России и самих феминисток. Безусловно, любой путеводитель не может охватить все. Списки практически всегда создают ложную иерархию, поэтому я предлагаю воспринимать этот текст как систему ориентиров.
Важно понимать причинно-следственные связи: феминизм — это всегда только реакция на уже существующие проблемы, и ошибочно думать, что всех благ суфражистки и феминистки сумели добиться в прошлом веке.
Принципы феминизма
Несмотря на то, что в различные времена цели и задачи феминизма отличались, неизменными всегда оставались основные принципы феминизма:
- Общество не должно давить на женщину и определять ее внешний вид (сексуальная объективация) и социальную роль (пропаганда материнства и роли домохозяйки). Нарушение личных границ, а именно: сексуальные домогательства и насилие должны грубо порицаться и наказываться по закону.
- Женщины должны иметь право участвовать в политической жизни страны: голосовать за кандидатов и выдвигать свою кандидатуру на голосование.
- Борьба с репродуктивным насилием: женщине должно быть предоставлено право на контрацепцию, аборт, безопасные роды. Женщины должны обладать такими же правами в браке, как и мужчины
- Доступ к высшему образованию и квалифицированному труду должен быть таким же, как и мужчин. Особенное внимание следует уделить борьбе с неравной оплатой труда: по статистике, при равных условиях, мужчины получают за свою работу на 30% больше, чем женщины.
- Борьба со стереотипами и предрассудками, считающими, что все женщины обязательно должны стремиться обзавестись семьей, родить детей и отказаться от карьеры в пользу домашнего быта.
Радикальный феминизм
Именно радикальный феминизм обосновал теорию патриархата — системного угнетения женщин со стороны мужчин, теорию, находящуюся в основе и многих других видов феминизма. Радикальный феминизм рассматривает женский опыт как объединяющий и не затрагивает другие социальные группы.
Радикальные феминистки считают, что причины угнетения более глубокие, чем просто «правовые» или «классовые», и лежат на территории гендера и пола и того, как организованы межгендерные отношения. Их отличает отношение к вопросам порнографии и проституции: категорически против и первого, и второго, потому что и то, и другое в этой версии феминизма — сексуальная объективация и эксплуатация женщин.
В России распространен трансэксклюзивный радикальный феминизм, стоящий на том, что трансгендерные женщины не являются женщинами, и исключающий их из пространства своей борьбы. Существует и трансинклюзивный радикальный феминизм — рассматривающий опыт трансгендерных женщин как вариант женского опыта.
Представительницы в России: Ольгерта Харитонова (создательница «Манифеста Феминистского движения России», куратор «Школы феминизма»), Татьяна Сухарева, Лолита Агамалова, Любава Малышева.
Развитие феминизма на западе
Феминизм – это движение, которому свойственно цикличное развитие. На Западе это проходило в 3 этапа (волны), каждый из которых обладает своими особенностями.
Первая волна
Первую волну феминизма олицетворяет движение суфражисток начала 20-го века, выступающих за предоставление женщинам политических и избирательных прав. Они руководствовались либеральными лозунгами: пол не должен влиять на права человека.
Суфражистки своими выступлениями значительно повлияли на политику, например, с их помощью в США в 1920-м году было провозглашено равенство полов при участии в политической жизни. Казалось бы, что на этом феминистские движения должны были остановиться, ведь своей главной цели они добились, а остальные проблемы должны были решаться на политическом уровне. Но на 60-е годы 20-го века пришлась вторая волна феминизма и ознаменовала собой необходимость более глубоких изменений.
Вторая волна
Если раньше борьба шла за равенство политических прав, то теперь встал вопрос о пересмотре общественных устоев касательно социальной роли женщины. Отсутствие политической дискриминации не означало равенство во всех остальных аспектах жизни. Как оказалось, угнетение женщин на бытовом уровне было не меньшей проблемой.
Феминистки второй волны критикуют устоявшиеся представления о женщине, как о матери, хранительнице очага, отказавшейся от карьеры в пользу поддержания уюта в доме и воспитания детей. Они выступали резко против сложившегося мнения, что у женщин не должно быть стремления реализовывать себя вне «женского мира».
Третья волна
В 90-е годы 20-го века ключевой темой было осознание самой сущности мужчин и женщин. Они задавались вопросом, как формируются гендерные роли и каковы критерии этого подразделения. Стал вопрос, что понятия «мужское» и «женское» не более чем ярлыки, созданные социумом, и помимо привычных гендеров могут быть какие-то другие. Тогда же и зародилась квир-теория, которая занимается исследованием разнообразия гендерных идентичностей.
Феминизм третьей волны провозглашает свободу не только от предрассудков и угнетений настоящего, но и стремится избавиться от ограничений, наложенных феминистическими движениями ранее.
Женщина теперь представлялась не просто освобожденной от угнетения, а сильной, самодостаточной, обладающей талантом и лидерскими качествами, которая не только не хуже мужчины, но может даже превосходить его. В это же время реабилитируется макияж и яркая одежда, каблуки, считавшиеся ранее атрибутами сексуальной объективации и угнетения женщин мужчинами.
Региональный феминизм
Не совсем правильно выделять географическое расположение как признак, но в этой статье хотелось бы заострить особое внимание на региональных проектах и их важности, поскольку у региональных феминисток часто меньше материальных и символических ресурсов.
Представительницы в России: проект о положении женщин на Кавказе «Даптар» журналистки Светланы Анохиной, объединение феминисток Кавказа «Подслушано. Феминизм. Кавказ», автор проекта «Феминологи», главный редактор феминистского журнала «Марта» журналистка Катя Федорова (Владивосток) (этой зимой она начала вести важную борьбу за себя: она назвала имя человека, который изнасиловал ее, чем вызвала огромную дискуссию), документалистка, активистка и создательница киноклуба женщин-режиссеров Femina Соня Пигалова (Нижний Новгород), журналистка и блогерша Екатерина Попова (Ростов-на-Дону), активистка движения «Феминизм в Башкортостане», режиссер Тансулпан Буракаева (Уфа), журналистка и филолог Ольга Карчевская (Владивосток).
Россия
Какие доказательства того, что в России патриархат?
Во-первых, достаточно открыть отчёты ООН о гендерном равенстве во всём мире. Согласно этим документам, в рейтинге равенства полов Россия занимает 81 место. Уже исходя из масштабного исследования официальной организации понятно, что с положением женщин у нас не всё хорошо.
ООН купленная либеральная организация и прогнулась под феминисток? Ок, тогда можно открыть глаза и немного посмотреть по сторонам. Женщинам всё время говорят не ходить в тёмное время суток одним – могут напасть. Просят не носить короткие юбки и ярко не краситься – могут домогаться.
Советуют не ездить в лифте с незнакомцами – могут пристать. Женщинам всегда рекомендуют опасаться мужчин, и не значит ли это, что мужчины потенциально опасны? Предотвращая возражения: да, мужчинам тоже говорят не ходить одним в тёмное время суток, чтобы избежать нападения.
Ну и так, по мелочи. Стремление мужчин запрещать своим девушкам носить открытую одежду, общаться с другими парнями и видеться не только с ним считается показателем мужественности и силы характера.
Свобода
• Гендерные стереотипы, бытовой сексизм: все эти бесконечные «тыжедевочка» влияют на становление женщины с детства, на выбор сферы труда (когда на курсы по компьютерной анимации для школьников пускают только мальчиков) и в конечном итоге на всю жизнь.
Последствия гендерных стереотипов невозможно недооценить: многие женщины при малейшем отклонении от диктуемой обществом «нормы», перестают чувствовать себя «правильными настоящими женщинами» и начинают испытывать неприязнь к себе и, например, своему телу, формируют в себе одни качества, а не другие, исполняют некое «женское предназначение» вместо того, чтобы выбрать его, исходя из своих талантов и склонностей.
Феминизм — это всегда про выбор: женщина может быть матерью, а может не иметь детей, если не хочет их, может работать, а может быть домохозяйкой, может носить каблуки и платья, а может надевать то, что удобно. Феминизм говорит только о том, что все эти варианты должны быть представлены в культуре как норма.
• Репродуктивное насилие: попытка запрета абортов, навязывание роли матери. Государство берет на себя контроль над рождаемостью, но делает это неумело: вместо долговременной поддержки самого материнства и решения вопросов трудовой дискриминации женщин ведет запретительную политику по вопросам абортов.
В 2021 году министр здравоохранения Вероника Скворцоваподписала соглашение о сотрудничестве с РПЦ в снижении количества абортов, после чего в регионах страны вводятся временные моратории на аборты в рамках акции «Подари мне жизнь!», женщин, которые решили сделать аборт, отправляют на беседы к священникам и главам муниципалитетов, в школах страны запрещают лекции о контрацепции, а в Госдуму приглашают представителей РПЦ, которые предлагают признать субъектами права нерожденных детей, таким образом, приравняв аборты к убийствам.
Все это происходит на фоне заявлений чиновников о том, что россиянок «никто не просил рожать» и господдержки многодетных матерей выплатами в размере 47 рублей.
Никакого «счастья материнства» обычно не получается — получаются матери, живущие на границе бедности и нищеты, матери, ненавидящие себя за то, что они, например, не справляются. Многие женщины (и я была очень долго такой) даже представить себе не могут, что материнство — это добровольный осознанный выбор, что отсутствие ребенка не делает их ущербными и плохими.
• Слатшейминг: общество клеймит девушку «шлюхой» (обычно за что угодно и даже не важно, как она выглядит и во что одета) и пытается распоряжаться ее сексуальностью.
Попробуйте мысленно сказать «развратный мужчина», «распущенный мужчина» — это очень непривычные словосочетания. Феминистки первыми обратили внимание на неравную оценку сексуальности мужчин и женщин: если у мужчины много секса или партнерш, он автоматически становится «мачо» и одобряется обществом, а если женщина похвастается подобным, ее сразу назовут развратной и распущенной.
Представление о женщине-девственнице, скромной и целомудренной, очень вредит всему обществу: отсюда проблемы с сексуальным образованием, отсюда подростковая беременность, незнание о множестве заболеваний половой сферы, стеснение женщин в вопросах разговора о своей сексуальной жизни.
В итоге женщин стыдят семьи, гинекологи, возлюбленные, женщин стыдит церковь и государство, а самые радикальные активисты типа последователей идеолога «Мужского государства» начинают физически преследовать и травить россиянок, которые, например, общаются с иностранцами.
• Стандарты красоты и бодишейминг: представления о том, что женщина обязана быть «красивой» всегда и везде, накрашенной, поставленной на каблуки, худой, цветущей и вызывающей положительные эмоции у мужчин.
Кроме «второй смены», упомянутой выше, существует еще и третья: когда женщина вернулась с работы, поухаживала за всеми, а потом пошла ухаживать за собой. В этом не было бы ничего плохого, если бы требования к внешности женщины так сильно не отличались от требований к мужскому внешнему виду.
Стандарты красоты и стройности для женщин оказывают негативное влияние на отношение подростков к своему телу, и неудивительно, что расстройствами пищевого поведения (например, булимией и анорексией) страдают в основном девушки, болезненно и безуспешно пытающиеся соотнести себя и свое тело с тем, какая красота смотрит на них с рекламных постеров, журналов и экранов кино.
Феминистки развеивают мифы об обязательной корреляции между полнотой и «нездоровьем», обращая внимание на лицемерие норм бьюти-индустрии, не устанавливающей связи между стройностью и ментальным и физическим здоровьем, ценой которых эта стройность могла достигаться.
Феминизм в искусстве
Феминизм в современном искусстве — один из мощнейших инструментов критики в адрес художественных институций. Художницы, женщины-искусствоведы, критикессы, режиссерки создают арт-проекты, направленные на актуализацию гендерных вопросов, например, проблем неравенства и насилия.
Представительницы в России: в театре — режиссер, автор спектакля-дискуссии об Александре Коллонтай «Тихая революция» Вика Привалова, автор спектакля-дискуссии «Хочу ребенка» по пьесе Третьякова Саша Денисова, художница, соосновательница проекта «Ребра Евы» Леда Гарина; в современном искусстве — художница, автор выставочного проекта «Ненасилие» Варвара Гранкова, художница, курарор проектов, объединяющих искусство и феминизм, Мика Плутицкая, искусствовед и куратор выставки «Феминистский карандаш — 2» Надежда Плунгян, художница, куратор выставки «Феминистский карандаш» Виктория Ломаско, медиахудожница, активистка, соосновательница фем-бренда Narvskaya dostava Леля Нордик, кураторы выставки «И — искусство, Ф — феминизм» Марина Винник и Ильмира Болотян, художница, активистка за права женщин с инвалидностью Алена Левина, куратор феминистских музыкальных фестивалей Таня Волкова; в литературе — поэтесса, создательница феминистских поэтических зинов («Ветер ярости»)
Оксана Васякина, создательница просветительских проектов Write Like a Grrrl и издательства No Kidding Press, посвященных женской литературе и критике сексизма в литературных текстах, Саша Шадрина, поэтесса, соосновательница проекта «Ф-письмо» Галина Рымбу.
Феминизм в научной среде
Для развития феминизма нужны исследования, занимающиеся проблемами гендера в разных областях знания. Среди исследовательниц философии, социологии, литературы, культурологии известно много феминисток, популяризирующих научный подход. Есть специальная дисциплина, gender studies, которая выделяет вопросы гендера (например, феминности, маскулинности и небинарных вариантов социальной идентичности) как требующие отдельного рассмотрения на пересечении с другими областями знаний.
Представительницы в России: Элла Россман — исследовательница гендерной социологии и истории Советского Союза, активистка, освещающая тему адаптации женщин-заключенных, одна из первых в России инициировавшая разговор о недопустимости конкурсов красоты на университетской платформе, Елена Здравомыслова — профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, сокоординатор программы «Гендерных исследований», соавтор книг по социологии гендера, самая известная из которых «Гендер для чайников», Анна Темкина — одна из первых исследовательниц гендера в России, доктор философии в области социологических наук, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге и соавтор учебника гендерных исследований, проект CYBERFEMINISM, проект Equality, проект студентов и студенток ВШЭ«Высшая школа равноправия», исследовательница женской литературы (книга «Авторицы и поэтки») Мария Нестеренко, социолог гендера, доктор социологических наук Елена Рождественская.
Феминизм: факты и статистика
Сейчас действует феминизм третьей волны. Да, сейчас в развитых странах большинство женщин могут получить образование, работу и большинство прав, но до сих существуют такие проблемы:
- Гендерные стереотипы. В институте преподаватель может проявлять чистый сексизм, сказав: «Вы видели хотя бы один хороший логотип, который разработала женщина?» или «Мужчины работают, а женщины телек смотрят». Это нормально слышать от преподавателей в 21 веке? Нет.
- Любое проявление насилия против женщин. По статистике каждая женщина в мире хоть раз была жертвой домогательства. Будь это школа или метро.
- Выбор на собственный репродуктивный путь/репродуктивные права. Вот список стран, где женщина не может сделать аборт на законодательном уровне: Афганистан, Ангола, Бангладеш, Венесуэла, Гватемала, Гондураса, Египет, Индонезия, Ирак, Иран, Ирландия, Йемен, Колумбия, Ливан, Ливия, Мавритания, Мали, Непал, ОАЭ, Оман, Парагвай, Папуа-Новой Гвинея, Сирия, Бразилия. Исключением может быть только фактор изнасилования или риск для жизни женщины.
- Запрещённый список профессий/стеклянный потолок. В России существует официальный список из 456 видов работ, запрещённых для женщин. Он был принят еще в 1974 году и ООН признало список ущемляющим права женщин.
- Насильственные обычаи некоторых народов мира. Да, к сожалению, в нашем мире маленьких девочек могут выдать замуж за взрослого мужчину, продать или осуществить «женское обрезание» в раннем возрасте.
- Сексуальная революция/освобождение.
- Сексуальная эксплуатация. В отличие от радикального феминизма, либеральный феминизм считает, что женщина вправе (по собственному выбору) работать в порно или в проституции. Но если это происходит против ее воли, то с этим надо бороться.
- Стандарты красоты
- Слатшейминг
- Распределение родительских обязанностей.