Основные функции
Функции общения — задачи и роли, выполняемые общением в процессе существования человека в социуме.
Классификация функций характеризуется наличием различных подходов.
Рассматривая коммуникацию неотрывно от общественной жизни, выделяют такие функции:
- Общение как формовыявление человеческой сущности, объединяющее людей в их коллективной деятельности.
- Психологическая необходимость в жизни человека.
Некоторые исследователи рассматривают функционирование коммуникативной составляющей с позиций обмена информацией. Б. Ломов предложил такую классификацию:
- Информационно-коммуникативная — взаимообмен информацией.
- Регуляционно-коммуникативная — регулирование процесса деятельности во время контактов с обществом.
- Аффективно-коммуникативная — контроль эмоционального состояния.
А. Реан выдвинул четырёх элементную модель:
- Когнитивно-информационный элемент — обмен информацией.
- Регулятивно-поведенческий — отвечает за поведение субъекта коммуникации.
- Аффективно-эмпатический элемент раскрывает общение как эмоциональный процесс.
- Социально-перцептивный компонент рассматривает процесс взаимопонимания участников коммуникативного диалога.
Наиболее полной и распространённой является классификация Л. Карпенко. Он выделяет следующие функции общения:
- контактная;
- информационная;
- побудительная;
- координационная;
- понимание;
- амотивная;
- установление отношений;
- осуществление воздействия.
А. Панфилова и Е. Руденский свою классификацию основали на базе анализа коммуникативного процесса в отрасли деловых отношений:
- инструментальная;
- интегративная;
- функция самовыражения;
- трансляционная;
- функция социального контроля;
- функция социализации.
Рассмотрим подробнее наиболее значимые функции коммуникации.
Можно привести классический пример
леви-стросса. он одним из основных культурных
правил считает запрет инцеста.
биологически этот запрет необходим для того, чтобы
общество не вырождалось в
результате кровосмешения. но леви-стросс даёт более
тонкое психологическое
понимание этого запрета. обмен невестами и женихами
предполагает обмен знаками.
общение между носителями разных языков, собственно
коммуникация[i]
качественно разных индивидов. когда общаемся сохраняем язык.
социальная среда
есть необходимое условие появления личности в первый раз.
Сходства и различия природы и культуры как условий существования
социального
индивида.
1.
Очевидно, они есть необходимые
условия существования социального индивида.
Социальное существование своего
рода экспериментальное. Ему нет и не может быть
полных гарантий. Существование
человека суть проблема, которую условно можно
сравнить с решением задачи.
2.
Природный и культурный опыт должны быть человеком с необходимостью
присвоены.
Природный присваивается само собой, организм невинен. А культурный
присваивается так, что человек создаёт на природном материале личностные
свойства.
3.
Природный и культурный опыт должен быть воспроизведен,
передан далее. Природа
обеспечивает возможность своего воспроизводства.
Многие проблемы человека связаны с тем, что для передачи
культурного опыта у
человека нет естественной потребности. Воспроизводство
культурного опыта суть
нравственный моральный долг. По Канту категорический
императив. Организм порождают,
а личность возрождается.
Общение –
это объективное взаимодействие социальных индивидов. Дюркгейм
скажет: единица
анализа общества есть взаимодействие между по крайней мере двумя
людьми.
Взаимодействие суть объективный факт. В экономике, социологии тоже
рассматривают взаимодействие между социальными индивидами, но там оно
объективно,
существует даже, когда люди не знают друг друга.
У Роджерса
группы открытого общения. Открытое – значит откровенное. И открытое
есть
условие взаимного понимания людей. У Роджерса есть термин
интерперсональное
знание. Есть знание субъективное и оно может быть неверным
(мнение о каком-то
предмете, человеке и т.д.).
Объективное знание по Роджерсу совокупное мнение
экспертов. Можно собрать мнения
специалистов, обобщить и в результате возникнет
объективное знание. Но даже оно
может быть неверным, коллективной ошибкой. И
только интерперсональное знание
Роджерс считает адекватным, как результат
взаимного понимания людей.
В группах
есть элементарное упражнение. Один участник сказал что-то другому
(мнение,
отношение и т.д.). Адресат сообщения должен его повторить. Повторяет и
возможно
первый скажет, что он совсем не то имел ввиду. И первый уточняет
мысль,
высказываясь иначе. И так до тех пор, пока люди не поймут друг
друга.
Если общение
это деятельность, то она целостна, не сводится к сумме составляющих
её
действий, к сумме целей индивидов. У общения как деятельности всегда есть
особое новое качество, которое возникает в процессе. Им может быть и сам факт
интимной беседы, особое эмоциональное состояние субъектов, некий новый способ
действия, новый способ понимания реальности. Общение нужно не только для
вступления
в отношения, но и чтобы по новому воспринимать окружающий мир.
Общение –
это взаимная активность по крайней мере двух индивидов, понимающих друг
друга,
в результате которой появляются новые качества. Интерперсональное
знание,
эмоциональные состояния, способы поведения и, наконец, новое восприятие
и
понимание реальности.
Общение как деятельность. Первый
ответ: общение суть необходимое условие
любой деятельности человека. И поэтому
само общение деятельностью не считают.
Второй ответ: если общение это
деятельность у неё есть особый мотив, за которым
стоит соответствующая
потребность.
Конечно, общение технологическое требование к любой совместной деятельности.
Скажем,
игроки в футбол или хоккей общаются друг с другом и это есть условие.
Но вот одна
из команд забивает гол и что видим. Футболисты или хоккеисты
осуществляют
бессмысленную для технологии деятельность (ударяют друг друга по
плечам, радуются и
т.д.).
Потребность в общении и её развитие
.
Как всякая потребность имеется две стороны объективная и субъективная. Две
составляющих комплексной структуры выделил ещё Джемс, а разъяснил Маслоу.
Первый
аспект – это объективная необходимость индивида в принадлежности своему
социальному
целому.
Бывает человек принадлежит обществу, но не принят им. Второй
аспект —
объективная необходимость быть принятым, признанным в обществе,
потребность быть
замеченным (в чувствах, поступках и т.д.). Субъективный
эквивалент сформулировал
Маслоу как чувство самоуважения.
Есть факты когда дети попадали к животным и их социальное и
психическое развитие
было существенно замедленно. Едва ли возможно жить
человеку не среди себе подобных.
Сюда же относятся факты детского госпитализма
.
Дефицит общения является гибельным для человека. Дети в домах для сирот от 50
до 90% погибали, формально от разного рода заболеваний, но суть в том, что
причиной
подверженности заболеваниям был дефицит общения. Комплекс оживления
– эмоциональная реакция на лицо взрослого человека. Это и есть первый крайне
важный
эмоциональный контакт, обычно с матерью, но может быть и с другим
взрослым
человеком.
Каково предметное содержание потребности в общении. Ответ дают популярные
эксперименты Харлоу – опыты с матерчатой мамой. 2 группы для
контроля, третья
основная. Первая группа воспитывается в обычных условиях со
своими матерями. Вторая
– в полной изоляции
без
матерей. Третья – в искусственных условиях, когда мать подменяется копией.
Были
муляжи из проволоки, картона, других материалов. Оказалось, что новорожденный
детеныш предпочитает определенную сенсорную стимуляцию. Проволочный муляж
должен
быть обтянут пушистой ворсистой материей. Необходимость телесного
сенсорного
контакта. Конечно, успешнее развивались со своими матерями.
Трудности были в
сенсорной изоляции.
А воспитанники матерчатой мамы были в
промежуточном положении. С возрастом детеныши
отходили на всё большее
расстояние от мам, но время от времени возвращались чтобы
потереться и
зарядиться эмоциональным зарядом. Чем старше детеныш, тем больше
расстояния, на
которые он отходит.
Мать есть помимо прочего условие познания окружающей среды.
Через какое-то
время животные экспериментальной группы стали отставать в своем
развитии даже от
тех, кто был в изоляции. Реальная мать как бы подталкивает
детеныша к обследованию,
к познанию окружающей среды.
.
Мать есть условие, мир, но этот мир со временем должен расширяться. Если мать
не выведет, то будет излишняя эмоциональная опека и она станет преградой, причиной
задержек развития.
Следующим социальным целым является семья ребенка. Здесь можно
было бы адресоваться
к классикам психоанализа, где существует понятие семейная
триада. Условием
психического развития является заполненность этой триады,
чтобы будущая социальная
жизнь имела конкретизацию, свои эталоны.
Если в семьи
отсутствуют родители, то и дальнейшие представления о мужчине
или женщине могут
стать размытыми. Любой взрослый человек может заполнить
недостающее место.
Ребенок в детдоме ожидает любого взрослого как своего
потенциального родителя.
Это первый положительный аспект, который затем может смениться негативным. Если
ребенок так и не находит человека, который бы заполнил указанные места, он не
принимает других людей, относится к ним негативно, попадает в условия
социальной
изоляции. Для мальчиков семейная триада комплекс Эдипа, для девочек
– комплекс
Электры.
Семейная триада возможный источник личностных проблем. Это условие
первого рождения
личности и иногда оно выходит не удачным. Отец для мальчика –
это конкретный
образец мужской социальной роли, материал для эмоциональной
идентификации. С другой
стороны как всякий ребенок мальчик стремится и к
эмоциональному контакту с матерью.
Фрейд рассуждал предельно: если мальчик
стремится стать как отец (стать
отцом), значит стать мужем матери. И тогда отец
начинает восприниматься как
соперник, как препятствие на пути эмоционального
общения с матерью. Амбивалентное
отношение к отцу и блокада эмоционального
контакта с матерью.
Если этот комплекс не разрешен, то и в дальнейшем начальник
на работе (учитель,
любой руководитель, старший товарищ) психологически
является для человека копией
отца. Бывает взрослая женщина конфликтует с
матерью, не замечая того, что она ведет
себя точно так же как мать.
По Юнгу один из архетипов возникает, когда человек перестал
бороться с тенью. На
пути встречается архетип анимы или анимуса. Анима –
представление мужчины о
женщине, анимус – женщины о мужчине. А если человек уже
взрослый и давно женат, но
по Юнгу с анимой (анимусом) контакта пока не было.
Данные архетипы должны выражать собственное представление, независимое от той
семьи,
в которой родился и вырос. Если встречи с этим архетипом не было, то
жена мужчины –
это психологическая копия матери. И можно сказать, что он
находится у жены под
каблуком.
Может быть ему там очень удобно и хорошо и тогда
не надо трогать, но такая
ситуация суть преграда для социального и дальнейшего
личностного развития. Ну и
девушки могут искать психологическую копию отца –
это тоже остатки не преодоленных
семейных связей и идентификаций.
Следующий уровень где человек входит в социальный мир и контакт со
сверстниками.
Первые контакты со сверстниками происходят с необходимым участием
взрослого. И лишь
в подростковом возрасте именно сверстники становятся той
социальной средой, которая
способствует личностному развитию человека.
Знаменитый эксперимент Шерифа о групповых взаимодействиях
детей. Дети приехали в
летний лагерь. 2-3 дня их не разбивали на отряды и между
ними сложились какие-то
пусть поверхностные дружеские отношения. Спустя 2-3 дня
исследователи предпринимают
следующее.
Смысл исследования: какие факторы
повлияют на образование группы, социальной
единицы, коллективного «мы», которое
противостоит некоему «они». Так вот
оказывается, что роль такого фактора может
выполнить все что угодно, любая деталь.
Детей проверяли на остроту зрения и
сообщили им о том, что теперь их разделили по
данному признаку.
На самом деле
это было не так, разделили совершенно случайным образом. Но сообщение
о том,
что есть какой-то признак разделения влияет на образование и консолидацию
этих
групп. Такой консолидации а потом и взаимной вражде способствуют любые
соревнования и оформляется группа тогда, когда появляется собственная
символика,
собственное коллективное название, собственные предметные символы
(например, флаг).
Эльконин утверждал о подростках, что подлинная ведущая
деятельность это не просто
общение со сверстниками. А интимно-личное общение.
Обязательно надо побывать в
группе и принадлежать ей это необходимо, но нельзя
на этом задерживаться иначе так
всю жизнь будешь делить на своих и чужих, на
наших и ваших и т.д.
Человек вышел из подросткового возраста. Это одна из тех
потребностей, по
развитию которой можно многое сказать о личности. Известны так
называемые гурманы
общения. Это явно Ноздрёв у Гоголя, когда ясно, что нет
природной потребности
общаться с такой интенсивностью и нет социальной.
Нередко
мы находим факты, когда человек намеренно или нет как бы уходит от общения,
от
социальных контактов. И здесь различают одиночество и уединение.
Одиночество,
наверное, всё-таки связано с занятием определенной социальной позиции.
Общественный изгой, мизантроп (как у Мольера или в Горе от ума), намеренно
одинокий
человек.
А уединение нечто более тонкое. Пруст был по социальным
меркам был нарочитый
мизантроп. Все дни проводил взаперти и появлялся из дому
только ночью. Даже со
своими друзьями (которые с уважением относились к его
творчеству) общался крайне
редко, лишь переписываясь.
А в комнате, где он жил и
творил вообще не бывал никто. Когда друзья вошли в эту
комнату, увидели на
столе стопку тетрадей. Это был роман «В поисках утраченного
времени». Общался
ли Марсель Пруст и если да то с кем в своем уединении? Он общался
с
человечеством, с потенциальными читателями его романа.
Здесь удобно вспомнить Робинзона Крузо. С одной стороны эта фигура
как
социальный индивид вроде бы лишена всяких контактов, остров необитаем. Но с
другой
стороны как личность это несомненно субъект общения с миром культуры.
Почему этот
маленький герой выжил на необитаемом острове.
Человек
существо экспериментальное, знаковое. Появляется в контакте. Надо вспомнить
имя
Жане, который сказал о том, что психические функции человека становятся
таковыми тогда, когда они связаны с речью. Они изменяются, преобразуются с
помощью
знаковых средств. Он назвал память-рассказ.
Язык есть совокупность
знаков и правил оперирования ими. Речь есть процесс
использования языка. В
психолингвистике
выделяют
различия языка и речи. Во-первых, язык относительно стабилен, а речь
(поскольку
она процесс) динамична. Речь есть резерв развития языка. Человек не
просто
присваивает смыслы, но и активно работает по их производству сам.
Подросток
входя в культуры, осваивая язык модифицирует его, ищет его новые смыслы.
Ещё полезно
экспериментировать с языком писателям. Чтобы сохранять язык, его
необходимо
преобразовывать. У Солженицына удивительно красивый образ языка. Он
говорит: все
слова, которые включает в себя современный русский язык, я представляю
себе в
виде сферы.
Эта сфера сегодня очень узкая (в ХХ в. русский язык претерпел
немало печальных
изменений; аббривеатуры, слова неудобные для выражения своих
чувств и т.д.). Надо
что-то делать. Может быть издать декрет о языке, ввести в
обязательное употребление
термины из словаря Даля.
Нет, таким образом язык
сохранен не будет, это будет мертвый язык. На языке для
сохранения необходимо
говорить. А себя я представляю на пределах этой сферы и там я
пытаюсь создавать
новые слова. Все глаголы с различными приставками сочетаются. Там
на пределе
беру глагол и приставляю к нему новую приставку.
Во-вторых,
язык есть совокупность общественных значений, а речь индивидуальна.
Язык
зафиксирован в толковом словаре. Часто бывает, что индивидуальная речь
обогащает общественные значения. Яркие примеры тому названия литературных
произведений. Скажем «Мертвые души» — формально значение полтора века назад
было одно.
В-третьих,
язык и речь отличаются по способу овладения ими. Иностранным
языком овладеваем
в такой последовательности. Сначала изучаем термины, лексикон,
правила
оперирования ими, а лишь затем начинаем пользоваться языком. А родной речью
человек овладевает в обратной последовательности – сначала говорит, а лишь
зачем
изучаем родной язык.
Виды и
функции речи. У сигнальной и знаковой речи функция коммуникативная.
Сигнальная
это речь животных, сигнал это выражение эмоционального состояния.
Которое в
свою очередь есть переживание актуального состояния потребности. Аффект
не
специфически человеческое свойство, в отличие от чувства.
Адлер
говорит: человек занимается именно той областью, в которой у него есть
пусть
маленькие проблемы. Самый сложный язык, сложные термины мы встречаем именно в
психолингвистике. Там удивительно любят использовать иностранные слова и редко
их
переводят.
Внешняя знаковая речь имеет как минимум 4 функции. 1. Указание на
предмет
(индикация). 2. Знак есть имя предмета, называние (номинация). 3. Любой
знак
обязательно имеет значение иногда их несколько, означивание
(сигнификация). 4. Речь
и язык есть форма сохранения знания о мире, о других
людях и самом себе (гнозис).
Внутренняя
речь также является знаковой, но у ней возникают дополнительные
функции. Речь
для себя. У ребенка мы впервые находим особый феномен звучащей
внутренней речи,
которая по своей форме является внешней, а по функциям уже
внутренней
(эгоцентрическая речь).
Когда Выготский прочел переведенную на русский книгу
Пиаже, то вступил с ним в
полемику. Сказал, что эгоцентрическая речь происходит
из внешней. Хотя ребенок
говорит для себя ему необходимо присутствие другого.
Пиаже прочел критику
Выготского и полностью согласился с высказыванием
Выготского и сказал так.
Было бы очень хорошо, если бы в СССР сначала перевели
первую мою книжку и только
затем вторую. Эгоцентрическую речь Пиаже решил
назвать не речью для себя, а речью
соответственно себе, своим возможностям,
развитию своего мышления. Функций
внутренней речи две. Планирующая и
регулирующая.
У
перечисленных видов речь есть признак, по которому они изменяются. Есть текст
и
контекст. Виды внешней речи различаются по степени развернутости контекста.
Наиболее развернутой является письменная речь. В ней буквально все контексты
должны
быть выявлены и пояснены.
Руководители могут вежливо отодвинуть текст
курсовой и сказать «это
внутренняя речь, а требуется письменная с развернутыми
контекстами». Дальше устная
монологическая речь, в частности речь лектора,
является уже более свернутой.
Старинная мечта любого преподавателя – записать
свои лекции на диктофончик и издать
их в качестве учебного пособия.
И тогда
устная речь будет отличаться от письменной. Нужно будет разворачивать
контекст,
который лектор пытается развернуть с помощью интонаций, пауз, жестов и
т.д.
Диалогическая речь является ещё более свернутой, потому что предмет
разговора
часто понятен партнерам и они могут его опускать.
Наиболее свернутой,
сокращенной конечно является внутренняя речь. Что же всё-таки в
речи для себя
остается, а что исчезает. Исчезают по Выготскому психологические
подлежащие
(логический субъект), то есть то, что является предметом речи, который
ясен
субъекту. А остаются психологические сказуемые (предикаты), остается
суть,
вербальность.
Роджерс
требовал, чтобы состояние было межперсональным знанием, условием
контакта. Полностью
выразить свое состояние едва ли возможно в обыденном общении.
Наверное, это
очень важно для интимной беседы, для групп открытого общения. Роджерс
давал в
нашей стране два массовых больших сеанса техники.
Он с некоторыми психологами
проводил марафон и с тех пор побывавшие там интересно и
позитивно изменились
личностно. Одна из них – Ю.Б.Гиппенрейтер изменилась, сменила
тематику. Она
общается с вами и вдруг приостанавливается и говорит «Простите, я
должна
высказать вам свое эмоциональное переживание».
Наши
высказывания нередко несут невербальные функции передачи эмоциональных
состояний. Метафоры «счастлив как ребенок», «устал как загнанная лошадь» нужны
для
этого. Ссылка на физическое состояние. Знакомый вдруг говорит «у меня болит
голова». Один вариант вербальный, но возможен и невербальный.
Иронические,
саркастические фразы свидетельствуют о том, что человек едва ли
способен к
полноценной коммуникации, он уходит от контакта. И наконец, самым
последним
сообщением о своей готовности коммуницировать является аффект. Ссора,
речевая
агрессия
как последняя мера, после которой общение уже невозможно. Экспрессия своего
эмоционального состояния.
Грубо их
две. Общение можно описывать как поведение, которое можно наблюдать извне
– это
внешняя точка зрения. И можно вскрывать (моделировать) внутреннюю
структуру
общения. Два автора соответственно.
Общение
извне может описать не только психолог. Это примерно как диагност,
описывающий
свойства человека. Нужно взять толковый словарь по толще, выписать из
него все
те возможные свойства, которые позволяют описать человека в общении и
затем их
использовать для описания, подвергая математической обработке,
факторному
анализу.
Внутреннюю
структуру общения моделирует Бёрн. Он вскрывает прежде всего структуру
субъекта
общения, в котором Бёрн выделяет три инстанции. Это ребёнок (субъект
неуправляемых желаний; неконтролируемых эмоциональных состояний), взрослый
(субъект
принятия решений в конкретных социальных ситуациях) и родитель
(носитель культурных
принципов, ценностей, установок).
У Бёрна особый язык.
Если общение это игра, то отдельный акт общения он назовёт
сделкой. И самое
общее правило, что сделало популярными его книги. Акт общения
должна быть
параллельной. Но подобные примеры довольно редки и идеальны, а реальное
общение
будет продолжаться также только тогда, когда родитель обращается к ребенку
и
ребенок же обращается к нему.
Это позитивный вариант. А негативный: семейное
общение муж жене «где мои запонки?»
(взрослый к взрослому), ответ надо дать «по
ищи на столе», но не так отвечает жена,
а «вечно ты разбрасываешь свои вещи».
Взрослый получил в ответ получил связь
родитель-ребенок.
Три базовых
правила анализа общения как действия. Более точный термин
Бёрна транзакция
.
Первое – общение в принципе может протекать на трех уровнях по тому, что
субъект общения является сложным. Второе – процесс общения осуществляется
тогда,
когда транзакция является параллельной или дополнительной. Если
транзакция является
пересекающейся, то общение нарушается или прекращается
совсем.
Третье – транзакция может осуществляться одновременно на нескольких
уровнях. Бёрн
обычно приводит примеры таких транзакций, которые осуществляются
сразу на двух
уровнях. И если это так, то один уровень социальный (обычно
уровень взрослых), а
второй – психологический (касается обычно ребенка).
Типовой пример хитроумного обращения коммивояжера к некой хозяйке: «Этот товар
хорош, но дорог и весьма возможно, может быть не стоит его покупать, он слишком
дорог для вас» (человек обращается не к взрослому, а ещё и задевает ребенка, у
социального уровня есть подоснова).
На уровне взрослого нужно было ответить:
«Товар дорог, я воспользуюсь вашим
советом», но отвечает не взрослый, а
ребенок: «Вы считаете что это мне не по
карману, так вот именно это я и
возьму». Данная транзакция считается успешной,
совершившейся.
В первой
части курса в основном говорили об индивиде природном и социальном.
Социальная
среда необходима для первого рождения личности. Но она же иногда
может
препятствовать второму рождению личности. Когда она должна выйти за
пределы
социального индивида и стать в точном смысле, то есть субъектом культуры.
Социальный индивид и личность в точном смысле живут во многом по разным
законам.
Дюркгейм: социальный факт тотален, а личность целостна. Тотальность
имеет отношение
к обществу, целостность – к культуре. Второе рождение есть
вхождение в культуру.
Общества можно условно разделить на традиционные и
современные. В традиции
личность внутри социального индивида, в современном –
может стать субъектом
культуры. Житейски самое дорогое, что есть у человека как
социального индивида –
это его Родина.
Этот философ
когда-то читавший лекции на факультете во многом сделал так, что
слушавшие его
действительно стали общими психологами, позволил многим понять
собственный предмет.
Это М.К.Мамардашвили. Он всю свою жизнь был очень спокойным
социальным
индивидом.
Живя в советской стране, никогда не был диссидентом, не вставал в
позу, никогда не
ждал каких-то удивительных перемен. Точнее знал, что они
будут, их предсказывал, но
был спокоен и не протестовал против властей. Но вот
ситуация изменилась,
возможность перехода.
Из Москвы в середине 70-х ему
пришлось уехать. Так вот когда на его Родине в
Грузии стали происходить
изменения, переходная болезнь. У многих социальных
индивидов есть соблазн
остаться в своём социуме, не переходить в культуру.
Национальные чувства долгое
время были блокированы и теперь казалось бы пора их
проявить.
Грузия была
охвачена национализмом и под предлогом освобождения от России появился
человек,
который на короткое время был президентом. И тогда философ вынужден был
сказать
подобное сократовскому: вместе с Гамсахурдия на арену вышел большевизм, это
повторение уже случившихся ошибок.
Пример из
дневников Достоевского. У него есть достаточно точное высказывание,
посвященное
социализму. И он переболел этой болезнью, был членом социалистического
кружка,
был осужден за эту свою деятельность, был на каторге. И когда он давал
показания, сказал: социализм – это, наверное, какая-то удивительная радостная
детская мечта, но мне кажется, что социализм это алхимия прежде химии,
астрология
прежде астрономии.
Виды и уровни общения
Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:
- Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.
- Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
- «Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника. Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне.
- Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер. Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.
- Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).
- Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.
- Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.
Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:
- Уровень манипуляции – отношение и обращение с людьми, как с объектом для достижения поставленной цели.
- Уровень «рефлексивной игры» — человек в диалоге понимает, что оба имею планы друг на друга. Но пытаются показать, что у них просто обычное общение без подводных камней.
- Уровень правового общения – поведение собеседников согласовывается, учитывая конкретные правила и нормы.
- Уровень нравственного общения – взаимосвязь возникает на основе единения внутренних качеств.
Влияние общения на жизнь человека
Потребность в общении является для человека свойством, стимулирующим и направляющим развитие его психики. Изоляции от социума наносят существенный ущерб психологической составляющей человека.
Общение необходимо для человека, его интенсивность зависит уже от личностных характеристик: темперамента, характера, психотипа.
Коммуникативное окружение формирует человека, оказывает влияние на развитие его как личности. Чаще всего дети, растущие в асоциальных условиях, становятся отражением своего окружения. Так как у них нет возможности наблюдать другой пример.
Различные виды общения выполняют разные функции в развитии индивидуума:
- в процессе деловой коммуникации развиваются профессиональные навыки и умения, которые играют решающую роль в построении карьеры;
- личностное общение развивает индивидуальные качества и характеристики человека, создаёт систему привычек, мировоззрений;
- когнитивное взаимодействие развивает интеллектуальные способности, обогащая новыми знаниями;
- социальная коммуникация удовлетворяет общественные потребности, способствует развитию коллективов, народностей, наций, человечества;
- на базе средств общения происходит развитие таких характеристик как самообразование и самовоспитание;
- невербальные средства расширяют возможности человека в социуме;
- вербальная коммуникация выступает основным фактором целостного интеллектуального и личностного развития.
Содержание коммуникации оказывает большое влияние на человека. Для построения правильного коммуникативного процесса, приносящего позитивные эмоции, существует ряд правил:
- Образование визуального контакта передаёт собеседнику позыв искренности и доброжелательности.
- Жестикуляция должна быть умеренной и уместной.
- Коммуникация должна иметь форму диалога, не монолога.
- Токсичности в процессе общения поможет избежать отсутствия чрезмерных жалоб и упрёков.
- Проявление такта при изложении информации, способной вызвать бурные негативные эмоции у собеседника.
В XXI веке значение приобретает виртуальное общение. Безусловно, оно облегчает процесс коммуникации людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга. Однако, злоупотребление им может приводить к возникновению сложностей во время непосредственного контакта с людьми.
Виртуальный коммуникативный процесс отличается отсутствием индивидуальной ответственности за своё содержание. Для хрупкой и гибкой психики ребёнка такое общение может являться негативным фактором для развития. Часто связь посредством интернета становится губительной для детей — они остро воспринимают грубую критику в свой адрес, подвергаются манипуляциям со стороны виртуальных собеседников.
Общение — это…
Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт. Он проявляется во взаимовлиянии, -понимании, -переживании, и в обмене информацией, мыслями, идеями, эмоциями.
В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).
Общение в психологии – это3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:
- Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и
передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал
тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного
привлечения полового партнёра.
Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
- Содержание – это данные, которые передаются во время
коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.
У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.
- Средства – это способ передачи
информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?),
письменности.
Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.
Формы общения
Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации. Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.
Но есть более типичные и встречаемые варианты:
- Функционально-ролевое – это общение, во время которого люди занимают конкретные социальные роли (что это такое?). Например: водитель – пассажир, преподаватель – студент, руководитель – подчинённый.
- Неформальное общение – это коммуникация между людьми в неофициальной атмосфере. Самый простой пример – общение родственников, друзей, влюблённой пары или супругов, соседей. Также может быть и между коллегами по работе, когда они вышли вместе на обед и свободно разговаривают на различные темы.
- Анонимное – обмен информацией между людьми, которые вступают в случайное общение. При этом не идентифицирую себя, или предоставляют небольшое количество данных (имя, свою профессию). Эти незнакомые могли пересечься и разговориться в общественном транспорте, на выставке картин, в лифте, в кинотеатре, в антикафе.Они вступают в диалог, который образовался случайным образом — безликие друг перед другом. А потом короткая взаимосвязь разрывается.
На сегодняшний день функциональное и анонимное общение встречается более часто. Причиной служит постоянный переезд людей в новые города; масштабное развитие сфер обслуживания; проведение различных лекций, вебинаров (что это такое?), фестивалей.
Функции общения
Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В.Н.Панферов выделял 6 основных пунктов:
- коммуникативная – взаимодействие людей на разных уровнях – от индивидуального до общественного;
- когнитивная – понимание переданной информации;
- информационная – обмен данными между друг другом;
- креативная – формирование новых связей между людьми, их развитие;
- конативная – руководство и исполнение ролей по отношению друг к другу;
- эмотивная – эмоциональный контакт между людьми.
В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:
- синдикативная – объединение людей;
- инструментальная – передача информации, способ управления обществом;
- трансляционная – передача сужденный, оценок, способов деятельности;
- самовыражение – возможность показать и представить себя другим, для взаимопонимания.
Или более краткое и обобщённое разделение:
- социализация – образование навыков взаимодействия в социуме (что это такое?); усвоение правил и норм;
- контроль общества – организация поведения и работы людей;
- экспрессивная функция – понимание эмоций, чувств, переживаний других.
Функции, виды, уровни общения
Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Функции общения психологи определяют по разным критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, трансляционная, направленная на самопознание (А. В. Мудрик), установление общности, самоопределение (А. Б. Добрович), самовыражение (А. А. Брудный), сплочение и др. Чаще всего в психологии функции общения рассматривают в соответствии с моделью отношений «человек-деятельность-общество».
Можно выделить пять основных его функций: прагматическая, формирующая, подтверждающая, организация и поддержание межличностных отношений, внутриличностная (рис. 7).
В прагматической функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повествуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вавилонской башни.
Рис. 7. Функции общения
Большая роль принадлежит формирующей функции общения. Общение ребенка и взрослого это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения. Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется в следующем примере. В 30-х гг. XX в. в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых дети лечились от серьезных, плохо излечимых заболеваний. Условия в обеих клиниках были одинаковые, но с некоторым различием: в одной больнице родственников к малышам не пускали, опасаясь инфекции, а в другой – в определенные часы родители могли пообщаться и поиграть с ребенком в специально отведенной комнате. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении коэффициент смертности приблизился к одной трети, несмотря на усилия врачей. Во втором отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, не умер ни один ребенок.
Функция подтверждения в процессе общения дает возможность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Известный английский психиатр Р. Д. Лейнг видел в не подтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего – шизофрении.
Межличностная для любого человека связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо позитивных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к другому человеку может быть выражено в терминах «симпатии – антипатии», что накладывает свой отпечаток не только на личностное, но и на деловое общение.
Внутриличностная функция рассматривается как универсальный способ мышления человека. Л. С. Выготский отмечал в связи с этим, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».
Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности человека состоит в том, что оно является средством организации совместной деятельности людей и способом удовлетворения потребности человека в другом человеке, живом их контакте.
Общение как социально-психологический феномен – это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. Язык – система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Использование языка с целью общения людей называют речью. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды (рис. 8).
По контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным.
Непосредственное общение (прямое) – это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов.
Рис. 8. Виды общения
Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.
Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например: разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.
Общение может быть межличностным или массовым. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
По критерию равноправия партнеров в межличностном общении (рис. 9) выделяют два типа: диалогическое и монологическое.
Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.
Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение – авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована. Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.
Рис. 9.Типы межличностного общения
Выделяют два типа коммуникаций – ролевую и личностную. В ролевом общении люди действуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения. Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.
Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.
Обмен информацией может происходить посредством вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное – с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).
Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу (рис. 10).
Рис. 10. Уровни общения
Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Такое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.
Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности человека.
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.
Цели общения
Цели общения — комплекс причин, побуждающих человека начать процесс коммуникации.
Цели делятся на функциональные и объектные.
К функциональным целям относятся:
- предоставление помощи окружающим;
- принятие помощи;
- поиск партнёра для взаимодействия (для разговора, игры, иного вида деятельности);
- поиск собеседника, который проявит эмоциональный отклик (сопереживание, сочувствие, похвала);
- выражение себя в какой-либо деятельности — коммуникация с партнёром, позволяющая проявить свои умения и способности;
- присоединение окружающих к моральным ценностям посредством воспитания или обучения;
- приятное времяпровождение;
- преобразование взглядов и поведения других людей.
Объектные цели относятся к вопросу выбора партнёра по коммуникативным взаимоотношениям. Он может быть постоянным или ситуативным.
Наиболее распространённый фактор, который влияет на выбор собеседника — это его притягательность как личности по моральным, деловым, физическим характеристикам и выражение к нему эмоциональных ощущений.
Этапы общения
В процессе общения принято различать следующие этапы:
- Потребность в общении вынуждает человека приступить к процедуре коммуникации. Устанавливая контакт, следует убедиться, что собеседник не занят никакими делами и готов к взаимодействию. Разговор необходимо начинать, следуя правилам вежливого тона и учитывая эмоциональное состояние участника разговора.
- Ориентирование в условиях, ситуации, обстоятельствах и личности партнёра. На этом этапе определяется план дальнейшего хода общения. Необходимо пробудить в собеседнике интерес к теме общения и установить временные рамки разговора. Задачами данного этапа являются: завязка обсуждения; распределение коммуникативных ролей; определение и корректировка эмоционального фона собеседника; начальная фаза решения цели общения.
- Планирование сути общения и обсуждение вопроса. На данном этапе проявляются эффекты контраста и ассимиляции. Высказывание собеседнику оппозиционных взглядов, отдаляет людей друг от друга. Определение сходства мнений сближает партнёров. Необходимо проявлять умение слушать и убеждать. Убеждение состоит из: знаний, эмоций и волевых элементов. Для привлечения человека на свою сторону нужно выслушать его аргументы, добиться общего обсуждения проблемы и достигнуть общего решения. Эффективным способом убеждения является ведение диалога, а не монолога.
- Принятие и оценивание реакции собеседника, обратная связь.
- Регулирование и корректирование стиля и методов общения. Важным на данном этапе является проявление решимости, с учётом интересов собеседника.