Видео о племени химба
Жизнь племени Химба:
Где живет племя химба
Намибия – относительно небольшая страна с невероятно разнообразной культурой. Здесь проживает чуть более 2 млн. человек, что в среднем составляет всего 3 человека на кв. км. При этом на данной территории насчитывается 12 (только основных) различных этнических групп, включающих множество племен, говорящих на 30 уникальных языках.
Химба – одно из таких самобытных племен, обосновавшихся в Каоколéнде, северо-западной области Нимибии. Предположительно, в стране проживает от 2 до 5 тыс. представителей данного народа. Более точные цифры получить трудно, поскольку Химба населяют отдаленную и малодоступную часть мира.
Историю племени можно проследить, начиная с XVI века, когда гереро (народ, от которого Химба ведут свое происхождение) пересек границы Анголы, избрав Намибию своей новой родиной. В то время названия «Химба», что значит «нищий, попрошайка», еще не существовало.
Народ был часто на грани вымирания:
- в середине XIX века гереро были разорены племенем Нама и распались на отдельные группы (примерно в тот период и появилось обидное название «Химба»);
- в начале XX века их истребляли немецкие колонизаторы, устроив геноцид под руководством генерала Дитриха Лотара фон Трота;
- в 80-х годах прошлого столетия Химба чуть не исчезли навсегда из-за сильнейшей засухи, уничтожившей их главный источник существования – крупный рогатый скот.
Сейчас ситуация не такая плачевная и численность Химба увеличивается. Однако и сегодня жизнь племени все еще под угрозой. В XXI веке туземцы погибают от гепатита и СПИДа. Эту ситуацию провоцирует полигамность мужчин и женщин. Удивительно, но только благодаря свободе нравов несмотря на высокую смертность с рождаемостью у Химба все в порядке.
Гигиена
Женщины племени Химба, фото которых поражают своей красотой, не используют воду в гигиенических целях (моются в воде только мужчины). Однако все, кто имел возможность с ними общаться, обращали внимание на то, что их тела довольно хорошо пахнут (отсутствуют всякие неприятные запахи). Это связано с традиционным способом ухаживать за собой.
Из-за малого количества воды в местах их проживания, женщины принимают «дымовые ванны». Для этого на тлеющие угли раскладывают молодые веточки и листья комми́форы (лат. Commiphora) и ждут появления дыма.
Склонившись над тлеющими душистыми углями и укрывшись одеялом, женщина начинает интенсивно потеть. При этом тело отлично очищается потом, дезинфицируется и приобретает приятный запах.
Следующий этап – втирание в кожу мази otjize. В ее состав входят охра (природный пигмент, получаемый из пластинчатого редкоигольчатого гематита), ароматический компонент (смолы otjize, комми́фору) и животный жир. Эта смесь тщательно втирается в кожу, придавая ей красновато-коричневый оттенок. Паста защищает кожу от внешних неблагоприятных воздействий. Даже у пожилых кожа выглядит молодо.
Неудивительно, что многие европейцы, впервые увидев женщин племени с их гладкой кожей под красноватой краской, волосами, уложенными в причудливые, но привлекательные прически, признавали их самыми красивыми в мире.
Глава племени
В социальном плане Химба придерживаются родоплеменной структуры. Каждый является представителем двух кланов: отцовского и материнского. Получается, что деревня представляет собой одну большую семью.
Власть принадлежит главе семейного клана. Главенство обычно передается по женской линии, причем не от матери к дочери, а от бабушки к внучке или от тети к племяннице. Главой племени может быть и старейший мужчина.
Старейшина умеет разговаривать с душами предков. В этом ему помогает священный огонь, который связывает живых и мертвых родственников клана. Вождь следит за тем, чтобы огонь не погас и не прервалась невидимая нить между двумя мирами. На ночь угольки из костра уносят в хижину старейшины. Утром ими воспользуются, чтобы разжечь священный огонь, если тот был ослаблен ночным ветром.
Красавицы племени химба из намибии
На севере страны, вблизи границы с Анголой, в провинции Каоколенд, живет поразительное племя химба. В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из “постороннего” мира, а после нескольких репортажей о них, появившихся в крупнейших мировых журналах и на Discovery, появилось немало желающих побывать в их селениях. Привлекает гостей одно: удивительной красоты и особой, странной грациозности женщины химба.
1.
2. На самом деле этого в современной Африке почти не найти: совершенно первобытный образ жизни остался для этих людей естественным, вовсе не показным. Это вам не восточноафриканские масаи, которые уже многие десятилетия практически живут поборами с проезжающих туристов как основным промыслом, и стремглав бегут переодеваться в “первобытные” одежды, едва завидев на горизонте сладкую пыль из-под колес туристического автобуса. А химба такие на самом деле: ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды. Не потому, что им “не удалось пробиться к цивилизации”, а потому, что и сегодня предпочитают жить именно так и не нуждаются почти ни в чем из того, чего у них нет и никогда не было. Люди химба действительно таковы, какими их может увидеть приезжий. И первая встреча состоялась у нас еще накануне намеченного визита в племенное селение: в крошечном городке Опуво, столице Каоколенда, нам встретилась одна дама, как ни в чем не бывало явившаяся в супермаркет за покупками.
3. Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть – тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды. Продавая в редких и особых случаях этот скот, химба добывают немного денег. Ну, и зачастившие гости все же иногда купят какие-то немудрящие сувениры и поделки. И вот тогда они приходят в город – за кукурузной мукой, сахаром, какими-нибудь лакомствами для детей. Одежда им не нужна – разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой – кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, – они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.
4. Новых Наоми Кэмпбелл из девушек химба можно было бы делать прямо десятками. И
куда только смотрят модельные агентства?..
5. Есть только два предмета, которые, как мы заметили, стали для них предметом первой необходимости и широко используются в быту. Во-первых, это разного рода расчески и гребешки, которыми женщины химба часами начесывают особого рода «помпоны», увенчивающие их прихотливые и сложноструктурированные прически.
6. И во-вторых, — разноцветные целлофановые шуршащие пакетики из супермаркета, которыми они готовы и украшать себя и свои поразительные туалеты, и хранить в них весь свой скарб, и подвязывать детей к поясу, и еще применять в дело тысячей способов, иногда довольно неожиданных…
7. Вот тут обратите внимание на изящный бантик в волосах, например…
8. У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться — этого тут вообразить невозможно. Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы «окра». Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Удивительным образом, кожа у женщин химба — совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно — разве что чуть-чуть отдает топленым маслом… Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные «дреды», впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.
9. Мы зашли в одну хижину, и 15-летняя Мария нам показала, как свежая мазь смешивается из разных ингредиентов, и как ею пользуются девушки химба.
10.
11. Между прочим, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и «европейское» имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся английские цифры — особенно когда приходит время поторговаться). После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в «большую» школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается. Вот Соня (в шортах и желтой майке) в свои 19 лет уже не первый год живет в городе. Теперь пришла навестить сестер и братьев, и взяла с собой городскую подружку.
12. Кстати, часы у уже знакомой нам Марии на руке — принесены в подарок из города кем-то из таких «отхожих» родственников:
13. Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: СПИД. В Намибии СПИДом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял. Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься – живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100. Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда нас не пускают. А вот тот, кто безраздельно владеет судьбами и жизнями всех женщин и мужчин рода: глава и отец огромного семейства, населяющего всю эту деревню. Он же, при необходимости, пообщается с духами предков, предскажет погоду, излечит больного, накажет виновного, защитит обиженного. И волосы в прическах женщин – его. Нам показалось – душевный, веселый мужик.
14. Наш провожатый — как раз его племянник: несколько лет назад ушел жить в город, переоделся в рубашку и брюки, теперь зарабатывает гидом, привозя к родственникам гостей. А вот это, сообщил он нам по секрету, — «фёрст леди», старшая жена «большого босса»:
15. Ну вот, теперь, когда со всеми познакомились, — финальная часть визита. Чтобы никого не обидеть, обязательно нужно купить что-нибудь из здешних поделок:
16. Впрочем, нам тоже есть что предложить в ответ. Вот состоявшийся контакт
цивилизаций: Мотя моментально нашел общий язык со сверстниками. Стороны быстро
перешли к обмену опытом и ценными навыками. Оказалось, например, что младших
химба очень увлекают Мотины умения устраивать «театр теней» с разными
зверями и птицами, складывая пальцы так и этак…
17. Правда, отличить мальчиков от девочек оказалось не так просто. Вот эту десятилетнюю красавицу Мотя, например, сразу выделил из компании и до последнего считал приятелем…
18. В общем, гостеприимством тоже злоупотреблять нехорошо. В благодарность за радушный прием оставляем заранее припасенные подарки. Все ту же муку, растительное масло, и т.д. Ну а подарки детям – большой мешок печенья. Старейшине отдельный дар: большую буханку заранее нарезанного белого хл:).
19. А без финального фото на память — тоже, конечно, нельзя.
Обновлено 03/08/11 00:36:
Источник: Жжурнал/cook
Обновлено 03/08/11 01:01:
Образование
Народ Химба всеми силами сопротивляется вторжению в их жизнь извне. Они не умеют писать, читать и мало что знают об окружающем мире. В 80–90-х годах XX века, когда в стране шла война (да к тому же разразилась сильная засуха), у Химба пало 90% крупного рогатого скота.
Племя оказалось на грани вымирания (их оставалось не более 5 тыс.). Тогда многие искали помощи и защиты у намибийского правительства, которое обеспечивало их гуманитарной помощью.
В связи с этим часть беженцев отказалась от своих традиций. Они стали носить европейскую одежду, ходить в церковь, отправлять своих детей в школы. Но большинство Химба вернулось к своему привычному образу жизни, который делает их счастливыми.
По мере того, как цивилизация продолжает вторгаться в повседневную жизнь уникального племени, возрастает и риск исчезновения культуры Химба. Но этот процесс может занять десятилетия, поскольку их полукочевая жизнь и сильная привязанность к традициям не дает укорениться новым веяниям цивилизованного мира.
Питание
Основной продукт питания для Химба – молоко. Его хранят в специальных тыквенных сосудах. В них молоко доводят до различного состояния: кислое молоко, творог, масло.
Химба выращивают некоторые зерновые культуры, такие как кукуруза и махангу (местное название одной из разновидности проса, которое хорошо растет на бедных почвах Намибии). Поэтому в рацион племени часто входят каши, приготовленные из муки этих зерновых.
Рацион дополняется яйцами, дикими травами и кореньями. Иногда в пищу употребляют съедобных гусениц «мопане» (Imbrasiabelina), в которых 50–60% белка. Их собирают с одноименного дерева, сушат и жарят. В сушенном виде они могут храниться довольно долго.
В очень редких случаях (например, на свадьбах) Химба едят мясо. Но это, скорее, исключение, чем правило.
Скот здесь – капитал. Его нужно приумножать, а не проедать, тем более что молочная диета помогает выжить в суровых условиях.
Правила посещения деревни химба
Многие исследователи (да и обычные туристы) при посещении Намибии стремятся увидеть хотя бы одно из поселений Химба. На удивление, такие визиты не слишком влияют на образ жизни племени. Тем не менее каждому, вторгающемуся в этот самобытный мир, следует придерживаться ряда правил.
- Планировать путешествие следует заранее, так как Химба ведут полукочевой образ жизни. Посещение рекомендуется организовывать при участии гида, который общается с Химба на их родном языке. Проводник расскажет о правилах, принятых в данной деревне, сможет уберечь от недоразумений (например, мужчина, который помог женщине из племени Химба перелить молоко в сосуд, уже воспринимается как потенциальный муж).
- Очень избирательно следует подбирать подарки. Следует приносить предметы, которые Химба смогут использовать: муку, местную еду (но не сладости для детей или другие вещи, не соответствующие их быту). При всяком сомнении лучше обращаться за советом к гиду.
- Многие представители племени любят фотографироваться (чаще всего не бесплатно). Однако всегда необходимо спрашивать их разрешения.
- Прекрасная возможность материально поддержать племя – это купить что-нибудь из изделий их кустарного промысла, например, украшение. Деньги пойдут на нужды деревни.
При встрече с этим немногочисленным народом с ними следует разговаривать на языке уважения и открытости.
Женщины и мужчины племени Химба со своей скульптурной красотой, которую фото не могут передать в полной мере, и самобытностью дружелюбны, несмотря на языковой барьер и огромную разницу между их и нашим мировосприятием. Они сопротивляются посягающей индустрии туризма и заслуживают права определять свое будущее самостоятельно.