Что на самом деле движет людьми, которые постоянно ведут себя агрессивно и любят унижать окружающих: в школе, на работе или в своем кругу общения? ответ: страхи и психологические травмы. t&p разобрались в тексте the atlantic о психологии задиры.
Прирожденные задиры намеренно добиваются того, чтобы их жертвы чувствовали свою никчемность. В социальном поле вокруг себя агрессоры постоянно видят конкурентов. Они пытаются не просто их унизить, но еще и показать свое превосходство над этими неудачниками, уничтожить их чувство собственного достоинства.
Недавние исследования показали, что задиры обладают нормальной или несколько завышенной самооценкой (по крайней мере, в областях физической привлекательности и популярности), но кроме того они крайне чувствительно относятся к позору и собственным неудачам.
https://www.youtube.com/watch?v=playlist
Как говорит клинический психолог Мария Ламия, страх опозориться — это то, что пытается спрятать задира. Он приходит в ярость от собственных провалов и недостатков, поэтому он начинает унижать окружающих, таким образом самоутверждаясь за их счет.
Задиры и нарциссы придерживаются одних и тех же поведенческих стратегий. Возможно, даже имеет смысл отметить их тесную взаимосвязь: все задиры — нарциссы с преувеличенным чувством собственного значения и пониженным сочувствием к своим жертвам. Соответственно, многие нарциссы становятся агрессивными задирами, как это произошло, например, с Лэнсом Армстренгом, который активно использовал правовую систему и доступ к СМИ, чтобы унижать своих соперников или людей, чьи заявления и поступки шли вразрез с его интересами.
Многие задиры вырастают в неблагополучных семьях. Скандально известный игрок НФЛ Ричи Инкогнито сам подвергался агрессии, когда был ребенком. Лэнс Армстронг был брошен своим биологическим отцом, в то время как отчим часто наказывал его ремнем. Когда эти люди выросли, они нашли пути компенсировать свои травмы, унижая других.
Мы сможем лучше понять, что бессознательно движет задирой, разобравшись, какие эмоции они пытаются спровоцировать у своих жертв. Для хулигана эти люди — проекции того, чем он сам боится стать — неудачником.
Подробнее узнать о психологии задиры можно на сайте Atlantic.
Тщеславие ничтожества
Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость.
Порой, когда мы просим о помощи, или когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, потому что в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь.
Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение – ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. В определенном смысле желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвыситься за чужой счет.
Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы почувствовать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни и чувства собственной важности.
Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Так мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является обратной стороной нашей ничтожности.
Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет самоуважение, а самооценка становится заниженной. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму.
По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, потому что не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.
С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.
Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.
Все это – персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное.
Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло, от чего кажется безосновательно резким и агрессивным.
Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми, тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.
Почему люди унижают друг друга? (игорь гарин)
Унижает тот, кто низок сам.
Антуан де Сент-Экзюпери
Есть кое-что и похуже бедности… Унижение.
Арчибальд Джозеф Кронин
Мелкое, но постоянное унижение не просто мучает и терзает душу человека, оно
приводит к чувству самоуничижения, малозначности своей.
Виктор Астафьев
Россия — страна, где любят унижать и унижаться.
Александр Генис
Я выбрал трудную тему. Потому что, когда вопрошал, почему люди убивают друг друга, исходил из однозначности понятия «убийство». А вот унижение — это бесконечность оттенков и значений, нюансов и смысловых тонкостей: унизить, ущемить, обхамить, осмеять, оскорбить, опозорить, опаганить, осрамить, заклеймить, умалить, оплевать, попрать, обесславить, осквернить, растоптать, издеваться, смешать с грязью, вытереть ноги…
Можно продолжать ряд дальше, но ведь еще и — подначивать, поддевать, дразнить, оскандалить, бретёрствовать.
А уж тогда и — провоцировать, троллить, пакостить, эпатировать, подстрекать, клеветать.
И уже вплотную подступает: облапошить, надуть, обдурить, одурачить, обмануть, обхитрить, обмишурить, кинуть, понтануть, провести, обштопать, обжулить, обдуть, обморочить, обуть, нагреть, надуть, объегорить, обвести, обмишулить, околпачить, перехитрить…
Или: зомбировать, оболванить, оглупить, обыдлить, манкуртизировать, йехуизировать…
Воистину богат великий русский язык, неимоверно богат… Причем — я давно обратил на это внимание — богат не столько синонимами понятий добра, мира или любви, сколько — зла, войны, ненависти, недоброжелательности, унижения человеческого достоинства…
Но ведь и самих способов унижения — прорва, бездна, океан: унижают ложью, лицемерием, оскорблением, клеветой, невниманием, упреками, презрением, насмешками, сарказмом и иронией, гневом и жалостью, подачками, нищетой, безнадегой, неверием, ревностью, высокомерием, жестокостью, отчаянием, оскорблением, подозрением, устрашением, несправедливостью, мелочностью, предательством, причинением страданий.
В «Окаянных днях» великий русский писатель Иван Бунин писал: «В сущности, всем нам давно пора повеситься, — так мы забиты, замордованы, лишены всех прав и законов, живем в таком подлом рабстве, среди непрестанных заушений, издевательств».
Или — Василий Розанов: «Чем я более всего поражен в жизни? И за всю жизнь? Тем, что благородное всегда в унижении. Свинство почти всегда торжествует. Оскорбляющее свинство».
Или — Иван Антонович Ефремов: «Чем ниже падает нравственность и достоинство в народе, тем сильнее старается он доказывать свое превосходство перед другими, унижая их».
А вот взгляд со стороны, Джордж Оруэлл, «1984»:
«Если человек не страдает, как вы можете быть уверены, что он исполняет вашу волю, а не свою собственную? Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать. В том, чтобы разорвать сознание людей на куски и составить снова в таком виде, в каком вам угодно». «Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно. И помните, что это — навечно. Лицо для растаптывания всегда найдется. Всегда найдется еретик, враг общества, для того, чтобы его снова и снова побеждали и унижали».
Потому-то и способов унижения тоже бесконечность — из гордыни и комплекса неполноценности, от инфантилизма и высокомерия, от нищеты и богатства, от пьяной дури и мощи всевластия, из хамских побуждений и барских прихотей, снизу вверх и сверху вниз, всерьез и играючи, чаще всего — походя, ненароком и ПРОСТО ТАК…
В статье о «Природе хамства» я писал, что хамеж как образ жизни — это нарочито демонстрируемое, агрессивное состояние сознания, направленное на унижение чести и достоинства личности другого человека, чаще всего не способного дать адекватный отпор агрессору или троллю. Кое-где оно приняло масштабы национального бедствия, когда агрессия и хамство не просто поощряются, а прямо-таки пропагандируются на всех уровнях частым употреблением. И оттого, кстати, в языке снова-таки огромное количество синонимов хама: хамло, нахал, невежа, простолюдин, невоспитанный, неотесанный, нахал, негодяй, наглец, охламон, невежа, мерзавец, подлец, холуй, мужлан, варвар, солдафон, плебей, животное, ватник, деревня, деревенщина, скотина, дурак, дикарь, забияка, буян, циник, дерзослов, держиморда, троглодит, костолом, сиволап, площадник, неучтивец, тюха-матюха, обормот, хлюст, бурбон, мордоплюй, пентюх, грубиян…
Читая лекции в Корнельском университете американским славистам, Владимир Набоков предпринял огромные усилия, дабы разъяснить студентам суть непереводимых русских понятий — «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». С «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» особых проблем не возникало, но вот растолковать американцам, что означает слово «хамство», он так и не смог. Обращение к синонимам ему не помогло, потому что понятные американцам слова insolence (наглость), rudeness (грубость) и impudence («нахальство»), даже английское boorishness глубинную сущность «хамства» не отражают. Да, они тоже травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс справиться с этим злом и что-то ему противопоставить. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что с ним практически невозможно бороться, что перед ним можно только отступить.
Сергей Довлатов, поставив перед собой аналогичную задачу разъяснить иностранцам смысл понятия, пришел к выводу, что хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности, ненаказуемости, неподсудности хамства, в чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву, хамство убивает ее наповал, потому что хамство — это беспомощность одного и безнаказанность другого, ибо хамство — это неравенство дикости и цивилизованности.
Почему русские писатели столкнулись с проблемой непереводимости понятия «хамства» на английский? Сергей Довлатов писал: «Я живу в Америке, причем не просто в Америке, а в безумном, дивном, ужасающем Нью-Йорке, и всё поражаюсь отсутствию хамства. Всё, что угодно, может произойти здесь с вами, а хамства все-таки нет». Здесь есть люди грубые, наглые, нахальные, но хамства, вот такого настоящего, самоупоенного, заведомо безнаказанного, — в Нью-Йорке практически нет. «Здесь вас могут ограбить, но дверью перед вашей физиономией не хлопнут, а это немаловажно».
С.Довлатов: «И вот так я прожил 36 лет, и переехал в Америку, и одиннадцатый год живу в Нью-Йорке, и сфера обслуживания здесь — не то пажеский корпус, не то институт благородных девиц, и все вам улыбаются настолько, что первые два года в Америке один мой знакомый писатель из Ленинграда то и дело попадал в неловкое положение, ему казалось, что все продавщицы в него с первого взгляда влюбляются и хотят с ним уединиться, но потом он к этому привык».
С хамством в России всегда был полный караул, ибо государство делало с частным человеком что хотело. По словам Дмитрия Быкова, государев холоп по полной оттягивался на просителе, подчиненном, бесправном мещанине. Все хамили бесправному и бедному человеку, ибо все и со всех сторон было государственным, свинцово-всевластным, глумливо-бездушным.
Хамство — яркое проявление исторического невроза. А невроз оттого, что человек не в силах решить свои проблемы по суду, по договору, по справедливости, по закону или кодексу чести. По сути своей каждый хам — это несчастная жертва, заслуживающая сочувствия за скотскую жизнь, за поротое детство, за бескультурье и бесстыдство. В статье «О природе хамства» культуролог и семиотик Юрий Лотман писал, что психологическая основа хамства, — глубинное рабство: «Это психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение, унижая других людей». Хамство — это само-неуважение, соединение униженности и бессилия с выпадением из культурной традиции, духовная разрушительность, угнетенность собственной серостью, внутренняя убогость и духовная слабость. Фактически хамство — это признание жизненного поражения, отягощенное нежеланием это признавать. Хамы — это, прежде всего, люди с низкой самооценкой, невежественные, неотесанные субъекты, а также уверенные в своей безнаказанности. Отсюда причины проявления хамства: элементарная неуверенность в себе, неумение решать спорные вопросы и просто выражать собственную точку зрения культурно, корректно, толерантно, адекватно…
Дмитрий Мережковский, характеризуя мерзости и ужас близящейся революции, не нашел образа более адекватного, чем сравнение ее с Грядущим Хамом. Тому были веские основания: исторические подлости, холопство, духовная самопорабощенность, социальная несправедливость. Дабы подчинить страну власти окончательно и бесповоротно, нужно было спровоцировать ее народ к массовому хамству, создать новый вид общественных отношений — хамский тон. Хамство — сознательное пренебрежение нормами нравственной гигиены, стремление самоутвердиться путем унижения чужого достоинства, своеобразный агрессивный энергетический вампиризм, подпитываемый чужой энергией, сознающий и использующий свою полную безнаказанность.
Социальные сети умножили и развили массовое хамство за счет все той же абсолютной безнаказанности, поставленного на поток троллинга, анонимности, простоты и легкости унижения чужого достоинства. В наши дни хамство стало составляющей пропаганды, ответом на «происки и измышления»… По словам профессора Олега Панфилова, большевики придумали сказку про «светлое будущее», а когда довольно быстро поняли, что у них ничего не выходит, хамство и наглость подменили творческую мысль.
Социальная несправедливость, противостояние непомерного богатства и вопиющей нищеты, отсутствие среднего класса, низкий процент европейски образованного населения, негативное влияние церкви на необразованные народные массы, позволявшее власти выдавливать последние соки из народа, — всё это в совокупности порождало хамство как способ самозащиты, выживания и «спускания пара». Напомню, что у знати издавна сложилась традиция презрительно называть «хамами» представителей низших слоев общества (холоп, лакей, половой), поскольку бояре и дворяне считали их лишенными человеческого достоинства. Даже в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля «хам» — это бранное прозвище лакеев, холопов или слуг.
Агрессивность и хамство — защитная реакция неумех и неудачников на страх, беззаконие, беззащитность: в любой момент у человека можно отнять всё, что имеешь, включая жизнь. В состоянии постоянной униженности, слабости, стресса формируются не галантность и толерантность, а естественная реакция расслабиться — пьянством, разгулом, грубостью, матерщиной, хамовитостью… Бесправие, перманентная борьба за выживание в условиях войны власти с народом порождает необходимость отстаивать свои интересы путем агрессии, потому что их права попросту не действовали, то есть вынуждали человека быть грубым, безжалостным, мстительным, то есть хамом. Хамство, озлобленность. Желание унизить ближнего — естественные защитные реакции на, несправедливость, бессилие, безнадегу. Отвратная жизнь — вот главный источник хамства… Хамство — антропологический феномен, замешанный на состоянии постоянного напряжения в тотально рабском обществе, заключает историк, режиссер, член Независимого совета по правам человека Евгений Понасенков.
«Сегодня… и низы, и верхи говорят на одном языке — хамском. Депутаты оскорбляют избирателей, учителя — учеников, врачи — пациентов, продавцы — покупателей. Дошло до того, что этот язык начали использовать дипломаты на внешнеполитическом уровне, — замечает кандидат психологических наук Юрий Левченко. — Раньше существовали социальные лифты. Государственными служащими становились люди с определенным набором качеств. Они придерживались каких-то норм. Сохраняли достоинство. В XXI веке нет лифтов, есть черные чердачные лестницы, по которым беспринципные и наглые карабкаются наверх и тянут за собой себе подобных. И будущее не зависит от кодексов этики».
Доцент кафедры теории коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Н. В. Казаринова считает, что чувство безнаказанности возникает у хама потому, что его оппонент или жертва не в состоянии переступить через установленные в обществе правила поведения. Будучи неспособным вызвать к себе положительные чувства приемлемыми способами, хам пытается по собственному сценарию наладить коммуникацию с другой стороной при помощи агрессии, унижений и и оскорблений.
По мнению социолога Алексея Левинсона, хамству во многом способствовало массовое переселение забитого и невежественного крестьянства в города, где все — чужие. Это вызывало у вчерашних крепостных, не приученных к уважительному и даже просто человечному отношению, оборонительную реакцию в виде агрессии: «Моделей поведения, как отыгрывать подобные ситуации, «новые горожане» не имели. И агрессия (а словесная агрессия и есть хамство), как простейшая, почти зоологическая реакция, стала этой моделью».
Бесспорно, хамство является негативным продуктом исторического развития и присуще странам, где вековечно доминировали хозяйско-холуйские социальные отношения и не признавалось равное достоинство за другими. Историческое запаздывание порождало хамство и чувство человеческой неполноценности с такой же необходимостью, как культура, честь и достоинство развивались в цивилизованных странах. Хамство — выкидыш бесправия, невозможности законной самозащиты и защиты персональных интересов. Всё это переходит в состояние бессильной и немотивированной злобы, повсеместно разлитой внутренней агрессии, тотальной и всепроникающей дедовщины. Люди издеваются именно потому, что над ними издевались, и хамят потому, что им хамили.
Психотерпевт Анна Варга считает, что когда неадекватная власть враждебна народу, и фактически осуществляет оккупацию страны, народ теряет представление о том, кто враг, кто свой: «Вот все огрызаются и кусаются». «Хамят потому, что люди думают, что каждый из них заслуживает намного большего, а получает намного меньшее».
Кое-кто считает хамство неизлечимой болезнью, которая как червь подтачивает атавизмы совести и чести, разрушая логику и порядочность. За хамством ничего нет, кроме агрессии и позора, который когда-то Федор Тютчев уместил в несколько строк известного стихотворения. К хамству привыкнуть нельзя, а если оно и есть государственная политика, то вряд ли она найдет отклик у других и прибавит друзей…
Хамство — подполье сознания, низшее «я» индивида, когда тот чувствует приближение высшего, реакция на само существование высшего. Хаму невдомек, что оскорбляя другого, он унижает не его, а себя, еще более очерняет свою душу. Сам факт унижения отравляет, калечит личность…
Не мудреной, не тайной наукой,
проще самой простой простоты —
унижением,
страхом и скукой
человека низводят в скоты.
Историческая униженность порождает цепной процесс унижения и самоуничижения, но самое страшное, когда унижают даже не отдельных индивидов, а целые народы, нации, социальные группы, меньшинства… Кстати, еще Александр Сергеевич Пушкин предсказал результат этой цепной реакции: «Толпа жадно читает исповеди, записи etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении».
Нет понимания, что человек, унижающий другого человека, унижает прежде всего себя, что люди с мизерной душой норовят унизить более удачливых и успешных, дабы возвыситься в собственных глазах… Очень многие, дабы обрести уверенность, должны втоптать в грязь другого человека вместо того, чтобы потоптать что-то гадкое в себе… Но глубинная потребность унижать другого человека, поливая его грязью и тем самым пытаясь возвыситься самому, есть моральное уродство…
Особенно опасно и даже смертоносно для становления личности систематическое унижение в детстве. Ибо ребенок не обладает возможностями адекватно ответить, защититься, отстраниться, не понимает, где получить поддержку. Даже на издевательства и унижения в садике малыш может не жаловаться, пока родители не заметят следы побоев или ушибов, или явные изменения психологического состояния ребенка. Именно поэтому о насилии над собой рассказывают спустя многие годы, уже нося жуткие травмы в сознании… Дети, прошедшие школу унижений, без них уже жить не могут…
Только ученые знают цену унижениям в детском возрасте: исковерканная психика, логоневроз (заикание), рабская психология, дедовщина, повышенная преступность… А, может, не все так просто? Ведь именно из рабов получаются самые лучшие надсмотрщики и экзекуторы. Ведь тот, кто терпеливо сносит обиды, рано или поздно за них отомстит…
Великий Иммануил Кант говорил, что ценность человеческого общения определяется взаимным уважением. Это самое главное. Никогда ни один уважающий себя человек не будет унижать другого человека. Взаимоуважительное отношение — залог успешной коммуникации, целительного общения. Надо учиться уважать свою личность, с этого начинается уважение к личности другого человека. А последствия детских унижений приходится оплачивать высокой ценой всю жизнь…
В заключение — несколько советов мудрецов:
Отвечай на оскорбление справедливостью, а на добро — добром (Конфуций).
Не поддавайся настроению духа того, кто тебя оскорбляет, и не становись на тот путь, на который бы ему хотелось увлечь тебя (Марк Аврелий).
Лучший способ вывести противника из равновесия — не реагировать на его
оскорбления.
(С.Лукьяненко).
И — восточная притча:
На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовет дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами.
Как реагировать на оскорбления в школе
В детские годы мы слышим первые неприятные вещи в свой адрес. Обойти эту ситуацию не может никто, особенно те, кто не умеет стойко себя защитить. Мы вспоминаем школьные годы с умилением, но как только в памяти возникают моменты с унижениями и оскорблениями от одноклассников, старшеклассников – тут же наше лицо омрачается.
- Попробуйте не обратить внимания, но только один раз. Повторное унижение должно получить ответ. Поговорите с этим человеком и спросите – чего он от вас хочет. Возможно, между вами возникло недопонимание, которое стоит прояснить.
- Не получается по мирному решить вопрос – попробуйте ответить. Как правило, хамы уверены в своей безнаказанности. Они создают вокруг себя больше шума, хотя на самом деле по своей натуре трусы. Ответьте грубо, но не превращайтесь в такого же идиота. Не помогает, он собрал группу, на вас продолжают давить – поговорите с родителями.
Важно: никогда не нужно стесняться обращаться за помощью к родителям. Школьные проблемы могут иметь серьезные психологические и психические последствия. Их нужно пресечь, а обидчики должны знать – на каждое грубое слово найдется и другое слово!
Родителям, дети которых подвергаются унижениям, нужно чаще общаться с ребенком, вести откровенные разговоры. Обратите внимание, не стало ли ваше любимое чадо замкнутым, нервным. Если случается так, что он резко разлюбил школу, не хочет участвовать в школьных мероприятиях, проводить время у однокашников, не имеет в классе друзей – надо насторожиться.
В случаях, когда конфликт в школе связан с группой весьма агрессивных подростков, ведущих себя угрожающе – не стесняйтесь, не бойтесь – напишите заявление в полицию, так как оскорбления для таких «типажей» это только начало, далее может наступить момент рукоприкладства.
Небольшой перерыв и слушаем композицию Яндекс Музыки:
Лучшее противоядие
Одна пациентка рассказала мне поучительную историю. В подростковом возрасте ее оскорбила подруга. Как-то она сказала: «Что ты все красишься и одеваешься? Красивее-то все равно не станешь!»
Приятельница знала, что девушка очень переживает из-за внешности, ведь они были близки. По больному месту и нанесла удар.
Вроде как ничего страшного, шутка во вкусе Тредиаковского. А девочка испытала сильную душевную боль, всю жизнь вспоминала те слова.
Выросла и даже немного состарилась. К 50 годам имела свой модный салон, фирму по организации праздников и семью. И хорошую машину, на которой из жалости подвезла в дождь и холод голосующую женщину.
Старуху, правильнее сказать. И с изумлением и страхом узнала в ней подругу-одноклассницу. Та долго перечисляла свои беды и несчастья, жаловалась на жизнь, источая запах перегара. В конце пути стала совать деньги, так и не узнав бывшую приятельницу. А когда моя пациентка отказалась от денег, швырнула ей купюры в лицо. Оскорбила, короче говоря, по привычке. Только никакого оскорбления дама не почувствовала — не сработало!
Твердо уверена: лучший ответный удар оскорбителю — ваше здоровье и благополучие. Еще в раннем детстве мы знали магические защитные формулы: «Кто как обзывается, тот сам так называется», «Мы в аэроплане, а ты — в помойной яме»… Все возвращается, а умышленно злые и смертоносные слова — особенно.
Вот если бы Пастернак не просто читал «письма трудящихся», наполненные злобой и ядом, а, разорившись на покупку конвертов, отправлял бы их обратно с короткими приписками, глядишь, и не заболел бы.
А коли нет обратного адреса, что мешает мысленно написать ответ, запечатать его в воображаемый конверт или набрать сообщение на клавиатуре и отправить врагу, пусть даже в никуда? Таким образом мы отреагируем на оскорбление — именно это и требуется нашему организму.
Смертельное оружие
«Не надо отвечать», «нужно простить», «не опускайтесь до уровня врага». Множество «мудрых» советов, подкрепленных странными притчами, учат нас «правильной» реакции на оскорбление.
Однако существуют законы, карающие за оскорбление личности. А ведь чего проще — гордо уйти и смиренно простить. Пусть оскорбляют. Сегодня оскорбили, завтра ударили, послезавтра убили.
Понятно, были и есть святые люди, которым нипочем оскорбления. Они от них только крепче делаются и лучше. А вот у обычного человека сначала происходит выброс адреналина, который повышает давление, влияет на сердечно-сосудистую систему, а потом запускаются другие химические реакции.
Причем точно такие же, как если бы ударили палкой по голове. Это убедительно доказали исследования психофизиологов: человек обладает второй сигнальной системой, которая реагирует на речь, на эмоциональные события.
Когда в газетах началась травля Пастернака, он сначала пережил инфаркт, а потом заболел раком легких. И в мучениях скончался. Рак развился именно в период публикации писем советских граждан, наполненных праведным гневом и оскорблениями типа:
«Стихов Пастернака я не читал. Но однажды в болоте видел жабу, которая издавала гнусное кваканье. Такое же кваканье издает Пастернак, клевеща на нашу Родину…»
Полагаю, завистливые поэты XVIII столетия изрядно сократили век великого Ломоносова. Попробуйте представить (хотя лучше не надо), что испытывает человек, читая такие вирши:
«Хоть глотку пьяную закрыл, отвисши зоб, не возьмешь ли с собой ты бочку пива в гроб? И так же счастлив мнишь в будущем быть веке, как здесь у многих ты в приязни и опеке?»
Злоба и неприкрытая зависть так и брызжут из-под пера Тредиаковского, так и хочется ему побольнее оскорбить, ударить…Стихотворение, к слову, так себе, но оскорбление — на уровне коммунальной кухни, профессиональное.
Сознательное унижение
Иногда унижение выбирают сознательно по разным причинам. Для некоторых унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности, преодоления границ и свободы от страха.
Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность чувств дает ощущение, когда «море по колено».
В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.
Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.
В нашем обществе даже существует отдельная психосексуальная субкультура «БДСМ», которая основывается на унижении и господстве в сексуальных отношениях. Последователи «БДСМ» возбуждаются и разряжают эмоциональную напряженность, нарушая в своих ролевых играх социальные условности и табу.
Иногда унижаются, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого своим унижением возвышают. Например, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию.
Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого. Или унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в зоне комфорта, где ему удобно быть беспомощным и слабым.
Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают унижением куда приличней своих благодетелей.
Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.
Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением.
Тщеславие и унижение
Продолжительный опыт унижения не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.
Часто, когда мы видим, как критикуют других, то можем легко распознать субъективность критика. Но если критикуют нашу персону, то начинаем принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.
Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных, унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами.
Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.
Что реально происходит в голове босса – не имеет значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Если босс прилюдно мастурбирует тешит свое самолюбие – это его «национальная» проблема. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она закономерно проецируется в новой сходной ситуации.
В психологии существует термин «классическое обусловливание», которым обозначают процесс выработки условного рефлекса. Возможно, Вы слышали анекдот про лабораторных обезьян?
Беседуют две обезьяны в клетке:
– Подруга, а что такое условный рефлекс?
– Ну,
как бы это тебе объяснить… Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот
человек в белом халате сразу подходит и дает мне кусочек сахара!
Условные рефлексы проявляются, когда, например, мы реагируем на нейтральную ситуацию эмоционально, потому что в нашей голове она ассоциируется с другой ситуацией из прошлого, где мы уже проявляли именно эти эмоции.
То есть, когда подчиненный ненавидит Босса, возможно, на самом деле он ненавидит своего отца, или хулигана-одноклассника, который в прошлом подчинял нашего подчиненного, подавляя его психику. Возможно, замечания босса были невинными, но какие-то неуловимо схожие оттенки его действий пробудили подавленные чувства в подчиненном, и вызвали неадекватную реакцию.
Именно поэтому целесообразно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, потому что детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляются в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь.
Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.
Франческо Петрарка
Гордыня — эхо былого унижения.
Степан Балакин
Не унижайся ни перед кем: не смотри ни на кого свысока!
Леонид С. Сухоруков
Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить.
Ричард Юхт